КГУ "Школа-лицей №4

акимата города Рудного"

  
  
  
  
DJ-MegaMenu - модуль joomla Joomla

Используете ли Вы информацию с нашего сайта?

Да - 0%
Нет - 0%

Total votes: 0
The voting for this poll has ended on: 20 Нояб 2017 - 17:02

Как часто Вы посещаете наш сайт

каждый день - 13.3%
2-3 раза в неделю - 33.3%
1 раз в неделю - 0%
я здесь впервые - 53.3%

Total votes: 15
The voting for this poll has ended on: 13 Март 2019 - 05:56

Какое время занимает поиск интересующей Вас информации на нашем сайте?

быстро - 71.4%
долго - 0%
не могу найти - 28.6%

Total votes: 7
The voting for this poll has ended on: 13 Март 2019 - 06:09

 

tyn-2017-1.jpg

Министерство образования и науки Республики Казахстан
Республиканский научно-практический центр проблем 12-летнего образования

ПОРТФОЛИО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

(методические рекомендации для участников эксперимента по совершенствованию структуры и содержания 12-летнего обучения)

Астана, 2006

В рамках эксперимента по совершенствованию структуры и содержания 12-летнего обучения для более эффективного решения задач, стоящих перед образованием происходит введение новой системы оценивания учебных достижений школьников, которая позволила бы сделать процесс оценки более гуманным и личностно - ориентированным. Изменение формы оценивания учебных достижений является очень важным, поскольку в настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что оценивание оказывают решающее влияние на процесс обучения, который ему предшествует.

Новая система оценивания учебных достижений учащегося предполагает введение безотметочного оценивания в 1-2 классах, частичного использования 12-балльной шкалы отметок в 3-5 классах и применение 12-балльной шкалы отметок в 6-12 классах общеобразовательных школ. Введение отметок в 3-5 классах для оценивания уровней учебных достижений учащихся по некоторым предметам, обеспечивает мягкий, поступательный переход к многопредметному обучению и дальнейшему 12-балльному оцениванию по всем предметам.

Данные методические рекомендации относятся к первому этапу оценивания учебных достижений учащихся в 12-летней школе.

Основным подходом к организации безотметочного обучения в 1-2 классах и одним из видов оценки в последующих классах выступает портфолио.

Портфолио (в широком смысле слова) – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио относится к разряду «аутентичных» (то есть истинных, наиболее приближенных к реальному оцениванию) индивидуализированных оценок, ориентированных не только на процесс оценивания, но и самооценивания.

Конечная цель введения портфолио заключается в доказательстве прогресса обучения по результатам, по приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности.

Реализуемые при этом педагогические принципы оценивания учебных достижений учеников сводятся к следующим положениям:

    1. Отслеживание динамики изменения достижений школьника и оценка его успехов осуществляется учителем, самим учащимся и родителями при помощи портфолио (папка учебных достижений, содержащая учебные и творческие работы ученика, характеристики учителей, психолога и т.д.)
    2. Оцениванию должны подлежать не только уровни учебных достижений (знания, умения и навыки) учащегося, но и уровни сформированности ключевых компетентностей: коммуникативной и информационной и компетентности решения проблем.
    3. Проявление творчества и инициативы ученика во всех сферах школьной жизни должно быть оформлено так же весомо, как и оценка знаний. Необходимо, чтобы оценка творческих проявлений ребенка была представлена и учителям, и учащимся разных классов, и родителям. Это могут быть выставки, участие в конкурсах и т.д. Важно, чтобы наряду с художественным творчеством находили социальное признание интеллектуальные творческие и инициативные проявления ребенка: умные вопросы, самостоятельный поиск детьми дополнительного учебного материала, интересные догадки и эксперименты.
    4. Оцениванию не должны подлежать личные качества ребенка (темп работы; особенности памяти, внимания, восприятия). Оценивается выполненная работа, а не ее исполнитель. Все формы оценивания являются личным достоянием ребенка и его родителей. Учитель не должен делать их предметом сравнения. Оценки не должны становиться причиной наказания или поощрения ребенка ни со стороны учителя, ни со стороны родителей.

Важная цель портфолио – наглядно представить процесс образования ребенка, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретённые знания и умения.

Использование портфолио начинается в начальной школе, что обусловлено в первую очередь психофизиологическими особенностями детей младшего школьного возраста. Младший школьник в силу своих возрастных особенностей не вполне осознает значение отметки, отметку, полученную за выполнение какой-либо деятельности, воспринимает как оценку его личности в целом, во многом определяющей систему социальных отношений в семье и школе. Поэтому портфолио в начальной школе, заменяя традиционную бальную отметку и дополняя другие виды оценивания, позволяет нейтрализовать психотравмирующее воздействие отметки, способствует более успешной и быстрой адаптации ребенка к школе.

Кроме этого портфолио позволяет:

      • поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
      • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
      • развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
      • формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
      • содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников;
      • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

При формировании портфолио должны учитываться:

      • открытость (информация доступна для всех участников образовательного процесса)
      • многоаспектность (оценивание не только знаний школьника, но и умений применять их на практике; его социального опыта; отслеживание динамики личностного развития школьника)
      • содержательность оценки (оцениваются не только количественные показатели, но и процесс учения)
      • гуманистическая направленность (учёт индивидуальных способностей каждого школьника)
      • вариативность (учёт индивидуальных целей, потребностей и интересов обучающихся)

В педагогической практике разработаны различные варианты представления достижений учеников. В рамках проводимого эксперимента в начальной школе может быть предложена для использования следующая структура портфолио:

Структура портфолио

1. Титульный лист.

2. Визитка. Этот раздел предназначен для представления информации об ученике - авторе портфолио, который имеет возможность представить себя любым доступным способом. Это может быть эссе, фотография и т.п. Раздел должен отображать особенности личности автора портфолио, может включать записи о нем других людей, характеристику, сертификаты, краткая история успехов.

3. Учебные достижения учащегося (знания, умения, навыки) по предметам.

По каждому учебному предмету организуется раздел портфолио, в котором находятся:

3.1 Лист индивидуальных достижений. Заполнятся учеником совместно с учителем. Лист, включающий перечень навыков и умений, должны быть составлены по каждому предмету . Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в нем с помощью каких-либо значков, закрашивая клеточки и т.д. Любые используемые учителем формы оценивания должны быть согласованы с правилами, которые выработаны педагогическим коллективом. Оценивая ученические работы таким образом, учитель должен отмечать положительные сдвиги в работе каждого учащегося по сравнению с его предыдущими работами, не допуская какого бы то ни было сравнения успешности работ разных учеников между собой. (Приложение 1)

3.2 График продвижений. Заполняется учеником совместно с родителем. На основе анализа работ, написанных учеником строится график по каждому предмету (ось абцисс - дата, ось ординат - количество ошибок в проверочной работе).

3.3 Проверочные работы и другие виды работ, которые ученик хочет сохранить.

3.4 Изучаемые элективные курсы. Делается запись о названии курса, его продолжительности, форме, в которой проходили занятия.

Занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах. Указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты.

3.5 Участие в олимпиадах и конкурсах по учебным предметам. Указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый учеником результат.

4. Формирование ключевых компетентностей.

4.1 Учебно – исследовательская деятельность

Данный блок даёт широкое представление о динамике учебно - познавательной и исследовательской активности ученика, направленности его интересов.

Качественная характеристика этого блока представляет собой собрание различных исследовательских и проектных работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебно - познавательной и исследовательской активности: участие в научных конференциях, конкурсах и тд.

В нем собраны различные исследовательские и проектные работы ученика, а также описание основных форм и направлений его учебно - познавательной и исследовательской активности: участие в научных конференциях, конкурсах и тд.

Примерный вариант записей в блоке:

      • Проектные работы. Указывается тема проекта, дается описание работы. Возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте.
      • Исследовательские работы и рефераты. Указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.
      • Техническое творчество: модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, дается ее краткое описание и т.д.

4.2 Общественно-творческая деятельность. Этот блок даёт представление о динамике внеучебной творческой активности ученика, направленности его интересов.

Это собрание достижений ученика в спорте, различных видах искусства, а также описание основных форм и направлений общественно - организационной активности.

Примерный вариант записей в блоке:

      • Работы по искусству. Даётся перечень работ, фиксируется участие в выставках.
      • Другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре. Указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах.
      • Занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных курсах. Указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты.
      • Участие в творческих конкурсах. Указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый учеником результат.
      • Спортивные достижения. Делается запись об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда.

5. Оценки окружающих и самооценка достигнутых результатов. В этом разделе могут быть представляются отзывы на творческие работы, исследовательские и другие проекты, характеристики, а также самоотчет ученика.

Этапы работы над портфолио

1. Целепологание.

На этом этапе работы ученику может быть рекомендовано ответить на вопросы и выполнить следующие задания:

а) Как я планирую организовать свою деятельность(в широком смысле: не только в школе, но и за ее пределами, используя возможности города, в котором я живу) в этом году – способы, формы?

б) Мои удачи. Чем я могу гордиться за прошлый год? Что является моей сильной стороной?

в) Придумать и нарисовать свой метафорический образ окончания определенного класса – к чему мы хотели бы прийти.

г)Создание своих индивидуальных планов. Например – нарисовать рисунок дороги, пути своего образовательного года. Ребенок рисует то, что он считает нужным, но потом, объясняет.

Уже после такой работы ученику следует четко (при помощи учителя, родителя) определить:

      • Цель создания портфолио
      • Цель деятельности на год (чего я хочу достичь? Что может быть в результате? Какие изменения должны произойти?),
        • в первом полугодии:
        • во втором полугодии:
      • Задачи, конкретизирующие цель(они могут быть четвертными)
      • Условия для достижения результата (что мне необходимо, чтобы достичь цели?)
      • Способы и формы достижения результатов (каким образом можно достичь цели?)
      • Налаживание связей (с кем нужна коммуникация, кооперация?)
      • Конкретное представление о результате (как я узнаю, что результат достигнут).

Прежде чем приступать к использованию технологии портфолио, учителю следует определить:

      1. Какова возможность так распланировать своё время, чтобы индивидуально консультировать учеников и давать краткие устные и письменные комментарии к их работам, собранным в портфолио?
      2. Какие сроки для вложения каких образцов нужно установить?
      3. Какие указания к действию, образцы, критерии и точки зрения нужно сообщить ученику для того, чтобы он мог организовать и оценить свою работу?
      4. Какие поводы должны быть, чтобы осуществлялись контроль и самооценка? Когда наступит время для обратной связи, беседы и презентации портфолио?
      5. Когда и как должен состояться отбор работ для портфолио?
      6. Через какую форму презентации можно завершить обучение? Может ли это быть выставка или устные отчеты и т.п.? Кого можно/следует пригласить (родителей, учащихся других классов)?

2. Определение структуры портфолио, сбор материала.

3. Рефлексия.

Работа на этом этапе предполагает анализ самого школьника своей деятельности и ее результата. Работа на этом этапе дает возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления, включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др.

4. Предоставление результата деятельности за год.

Оно может быть организовано в коллективном режиме (презентация портфолио).

Схема самоанализа и самоотчета:

      • краткая суть годовой деятельности;
      • соответствие содержания деятельности поставленным целям и задачам;
      • что было достигнуто в течение года в соответствии с целями;
      • сильные стороны проделанной работы;
      • недостатки или трудности в процессе деятельности;
      • выводы и рекомендации.

Правила сбора материалов и оформления портфолио

При сборе материалов и оформлении портфолио необходимо руководствоваться следующими правилами:

      1. Соблюдать принцип добровольности (прежде всего с точки зрения ребенка). Школьник, который занимается сбором материалов для своего портфолио, лично решает, какие именно документы и материалы он помещает в папку своих личных достижений. Ни в ком случае нельзя принудительно (без согласия ребенка) включать материалы в его портфолио.
      2. При сборе материалов и оформлении портфолио, разумеется, нужна определенная помощь и поддержка родителей и других взрослых, но полностью подменять ребенка в этом процессе ни в ком случае не следует. Ребенок сам должен приложить определенные усилия, так как при сборе портфолио важен не только конечный продукт, но и процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам. Также ребенок начинает более серьезно и вдумчиво относится к своим занятиям, увлечениям, к своему свободному времени. С другой стороны взрослым следует активно помогать ребенку при сборе материала в портфолио: посоветовать использовать различные способы демонстрации своих достижений, подсказать возможность подготовить и выступить с докладом или сообщением и тд. То есть в работе с портфолио требуется соблюдение принципа «золотой середины»: нельзя подменять ребенка в вопросе о наборе материалов в портфолио и не оставлять без необходимой психологической и практической поддержки.
      3. При формировании портфолио чаще обращаться в учреждения дополнительного и профессионального образования, в детские общественные организации, тем более если школьник по своей инициативе и с удовольствием занимается в этих учреждениях или организациях. Кроме того, стимулировать ребенка принимать участие в проводимых ими мероприятиях, что позволяет выйти за пределы узкого круга тех олимпиад, которые предлагаются школами. Обращение к данной социальной сфере расширяет возможности школьника для демонстрации его личных достижений и сбора материалов для портфолио.
      4. При формировании портфолио не увлекаться сбором количества материалов, и тем более не соревноваться с другими школьниками. Следует более тщательно подходить к качественному отбору документов и материалов для портфолио.
      5. При сборе информации для портфолио не увлекаться сбором только официальных сертифицированных документов. Разумеется, сбор официальных документов очень ценен, поскольку они признаются образовательными учреждениями и органами управления, однако не стоит при этом игнорировать творческие работы, самоотчеты, отзывы, рекомендательные письма. Поскольку основной замысел сбора материалов заключается в том, чтобы помочь самому школьнику осознать необходимость получения разнообразной и разносторонней информации, главное – демонстрация школьником своих возможностей и достижений с различных сторон, а не только с официальных позиций, которые признаются органами власти или вузами. Кроме того, далеко не у всех школьников есть реальная возможность получить сертифицированный официальный документ. Следовательно, нужно более пристальное внимание уделять материалам, которые можно включить в другие разделы портфолио.
      6. Папка личных достижений не должна становиться зачетной книжкой с пронумерованными страницами и невозможностью изъятия или замены того или иного документа. Именно эта свобода особенно важна для ребенка, собирающего свой портфолио как папку личных достижений. Портфолио не должен превращаться в простую характеристику, выдаваемую классным руководителем или педагогическим советом. Включение характеристики в материалы портфолио (в виде рекомендации или отзыва классного руководителя) – дело самого ребенка.
      7. Работать над портфолио систематически, а не рассматривать технологию портфолио как разовую акцию.
      8. Не следует увлекаться внешним оформлением материалов портфолио и требовать их единообразия. Главное для портфолио - его содержание, а не внешняя красота и стиль оформления. Следует выдержать лишь саму схему заполнения портфолио: титул и основные разделы.

Приложение 1

Лист индивидуальных достижений

Ученик: _____________________________

Школа: _____________________________

Класс: _____________________________

Учитель: _____________________________


п/п
Формируемые навыки и умения Даты ИТОГ
Сент. Окт. Нояб. Дек. Янв. Фев. Март Апр. Май
1 Навыки чтения
1.1 Техника чтения
  Чтение слогов                    
  Чтение слов                    
  Ударение                    
  Чтение предложений                    
  Чтение текстов                    
  Безошибочность чтения                    
  Выразительность чтения                    
1.2 Понимание прочитанного
  Ответ на прямой вопрос по прочитанному                    
  Восстановление пропущенного слова                    
  Составление "устной картины"                    
  и т.д.                    

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

КГУ "Школа-лицей №4 акимата города Рудного",

Казахстан, Костанайская область,
город Рудный, ул. 50 лет Октября, 76. 

Телефон: (8-71431)94381, 55937.
Факс: (8-71431)92433.
Электронная почта: lyceum_school4@mail.ru 

ВАКАНСИИ

В настоящий момент школа нуждается в следующих специалистах: нет вакансий

Получить подробную информацию можно по телефону 8(71431)91283.