Анализ работы Жас Улан за 2013/2014 учебный год

Анализ работы единой детско-юношеской организации «Жас Ұлан» за 2013 – 2014 учебный год

Работа детской организации в школе строилась в соответствии с целями и задачами Республиканской единой детско-юношеской организации «Жас Ұлан»:

  • формирование у подрастающего поколения чувства патриотизма, стремления к знаниям и самосовершенствованию; ответственного отношения к делу; сопричастности к истории страны, к настоящему и будущему Независимого Казахстана;
  • формирование духовно-нравственного потенциала подрастающего поколения на основе знания истории, культуры, языка народа Казахстана;
  • повышение гражданской активности и сознательности детей и подростков;
  • стимулирование познавательной деятельности;
  • создание позитивных условий для интеллектуального, творческого и социального развития детей и подростков;
  • развитие личностных качеств ребенка, направленных на формирование его ответственности и трудолюбия, раскрытие лидерского потенциала и организаторских способностей.

Деятельность организации «Жас Ұлан» в 2013 – 2014 учебном году строилась по следующим направлениям:

  • Я – гражданин;
  • Интеллектуальное развитие;
  • Ни дня без доброго дела;
  • Здоровьечко!
  • Экологическое воспитание;
  • Творчество;
  • Взрослые и дети;
  • Лидер;
  • Общественная деятельность;
  • Лето!

Согласно поставленным задачам были составлены следующие планы работы:

  • План детской организации на год;
  • План работы школьного самоуправления;
  • План работы пресс-центра;
  • План работы городских и областных мероприятий.

Большая роль в деятельности организации школы уделяется военно-патриотическому направлению – Я-гражданин. Данная работа проводится совместно с заместителями директора по ВР и руководителем начально-военной подготовки.
Патриотическое воспитание реализуется через уроки НВП, истории, русской и казахской литературы, классные часы, внеклассные и общешкольные мероприятия. Классные часы посвящены государственным и национальным праздникам(День Конституции, День языков, День Независимости, День национальной валюты, День защитника Отечества, День Победы, День государственных символов РК и др.). Были проведены такие мероприятия как конкурс презентаций «Национальная валюта стран содружеств» среди 8-11 классов, торжественный прием в Республиканскую детско-юношескую организацию «Жас Ұлан» (5 классы и отличившиеся ученики 4 классов) и «Жас Қыран» (1 классы), «Смотр строя и песни» среди 5-7 классов, «Фестиваль военной песни» среди 8 классов.
В воспитании патриотизма немалую роль занимает знание родного языка, истории и культуры страны. Пропагандировать знание языка, культуру и традиции казахского народа должны учителя казахского языка и литературы. Все государственные и национальные праздники должны проводиться в школе под их инициативой. В нашей школе учителей казахского языка и литературы можно «организовать» только на 1 мероприятие, посвящённое Наурызу. В этом году учителя казахского языка организовали линейку для 1-4 классов, посвященную Наурызу, а также мероприятие «Жігіт сұлтаны» среди 10 классов (победитель Мерк Максим 10м1 класс).
В воспитании патриотизма немаловажное значение уделено военно-спортивному направлению, ответственный Кузнецов С.А. В течение года были проведены соревнования по разборке и сборке АК среди учащихся 10-11 классов , соревнования по ГО, 10-11 классы .
Немаловажную роль в деятельности организации играет направлению «Здоровьечко!».

Формирование здорового образа жизни и создание здоровьесберегающей среды – одна из главных целей данного направления. В связи с этим в течение года прошли различные общешкольные мероприятия : танцевальные флешмобы 1-11 классы, Стартовая конференция «Мы за ЗОЖ» 7 классы, Стартовая конференция «Мы за безопасность на дороге» 6 классы, игра-эстафета по ПДД «Безопасность колёс» 1-4 классы.
В формировании здорового образа жизни также активно принимали участие учителя физкультуры и классные руководители. Совместно ими были организованы различные эстафеты и соревнования, также выезды на турбазы.

Экологическое воспитание.

Целью данного направления является становление и формирование у человека этических взглядов на природу и этику отношения с ней, воспитание чувства личной ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие людей с ними. В течение 2013-2014 учебного года в школе прошли мероприятия по данному направления. Одно из самых интересных мероприятии -«Экологический экспресс» для 5-6 классов с выездом на турбазу Атлант. Родителями были организованы автобусы до места назначения. В данном мероприятии приняли участие все классы. Для учеников начальной школы также был организован «Экологический экспресс» для 2-4 классов, но на территории школы. Дети проходили различные станции и искали клад. Также в течение года прошли акции «Чисты двор».

В школе деятельность организации построена так, что большое внимание уделяется коллективно-творческим делам, развитию лидерских качеств у детей, а также их творческому развитию. Организаторами этих КТД являются заместители директора по ВР, организатор детских дел с привлечением педагогов дополнительного образования. Традиционными мероприятиями являются Стартовые конференции, праздничные концерты к государственным и национальным праздникам (День учителя, День Независимости, 8 марта, Наурыз, 9 мая), Посвящение в первоклассники, Прощание с букварём, новогодние утренники, Посвящение в математики, Итоговые конференции, фестиваль «Минута Славы», выпускные «Прощай начальная школа» и др.
Классные руководители заострили внимание на однообразность проведения стартовых и итоговых конференций, Посвящения в математики, где им приходится готовить выступление класса. Классные руководители предлагают изменить форму проведения этих КТД. Следует отметить, что в 2013-2014 учебном году организаторы мероприятий разнообразили их играми и конкурсами с использованием интерактивного оборудования, а в 2013-2014 учебном году организаторы предложили провести тематические Стартовые конференции, что очень понравилось классным руководителям.
На протяжении уже 20 лет самым ярким и эффективным мероприятием остаются Коммунарские Сборы. Ежегодно после зимних каникул лучшие учащиеся 8-11 классов принимают участие в этом увлекательном КТД. Основной проблемой проведения Коммунарских сборов является подбор вожатых, так как он осуществляется из числа учителей школы.
Количество школьных мероприятий увеличивается за счёт различных конкурсов: различные конкурсы электронных презентаций (День Учителя, 8 марта и др.), школьный конкурс галстуков и косичек среди 1-11 классов, конкурсы поделок среди 1-4 и 5-11 классов.

Городские мероприятия детско-юношеской организации «Жас Ұлан».
Лидеры детской организации активно принимают участие в городских мероприятих. В 2013-2014 году на базе ДШиМ прошел ряд мероприятий. В сентябре прошла ярмарка проектов социальных инициатив «Свой мир мы строим сами», в котором приняла участие ученица 8 класса Бухарбаева Дилара. В ноябре прошел форум юных лидеров детской организации «Жас Ұлан», в котором приняли участие ученики 7-10 классов (7 человек). В декабре прошла ежегодная акция «Танцуй ради жзни», в которой приняли участие 8 учеников из 9м3 класса. Заранее учениками был подготовлен танец. В январе прошел проект «Минута славы». От нашей школы было представлено два номера: Мерк Максим и его сестра Анастасия с цирковым представлением «Необычное знакомство», которые заняли 3 место в номинации «Цирк»; Шевченко Наталья, Батанова Анна, Волкова Маргарита с танцем «Джокер», которые заняли 1 место в номинации «Танец». В феврале прошел конкурс «Лидер 21 века», в котором приняла участие ученица 7 класса Сохина Татьяна. В марте прошел фестиваль семей «Дружная семья – основа страны» , в котором приняла участие семья Турончик и была отмечена в номинации «Самая артистичная семья». 19 мая прошел фестиваль детской организации «За Родину, добро и справедливость!», на котором были награждены грамотами лидеры детских организаций (Шевченко Наталья, Прохорова Юлия), а также вручена грамота школе-лицей № 4 за активное участие во всех мероприятиях организации «Жас Ұлан». Также в течение года активисты и лидеры организации посещали различные мастер-классы в ДШиМ, заседания городского совета лидеров «Академия детства» (Сидахметова Айдана). В июне прошел 3-х дневный форум организации с выездом в лагерь Орленок (приняло участие 6 человек от школы).

Детская организация в школе функционирует совместно с система дополнительного образования Дополнительное образование в 2013-2014 году включала в себя художественный кружок, кружок хора и вокала, клуб спортивного танца «Торнадо», шоу-балет «Зеркало». Каждый кружок работал по своему собственному плану, все запланированные мероприятия были выполнены. Следует выделить два направления деятельности школьных кружков:

Художественный кружок в течение года посещало 15 учащихся. Эти же учащиеся принимали участие в городских конкурсах художников. Руководитель кружка Студенок Р.И.
Наибольший процент занятости в школьных кружках обеспечивают занятия хора и вокала. Руководители Горбатова О.М., Польгуева Л.В., музыкальное оформление обеспечивает Ахлупина Т.А. В школе есть младший, средний и старший хор, несколько ансамблей, вокальные исполнители.
Проблемы:
1) загруженность руководителей кружка не позволяет охватить большое количество учащихся;
2) много времени отнимает подготовка и участие в конкурсах городского, областного, республиканского уровней. Тем более, что информация об этих конкурсах приходит очень поздно;
3) в последнее время жюри городских конкурсов уделяет большое внимание сценической постановке музыкального номера и костюмам исполнителей. В школе отсутствует костюмерная, - приходится искать и просить костюмы у других учебных заведений;

В школе много лет работает клуб спортивного танца «Торнадо». Руководители Примакова З.Р. и Тарабанов С.А. регулярно помогают в проведении школьных мероприятий. В клубе занимается около 30 детей, из них только учащиеся школы-лицей № 4. Хотя очень много желающих, особенно учащихся начальной школы, которые хотели бы заниматься танцами.
В 2013-2014 учебном году в школе проводил свои занятия танцевальный коллектив «Шоу-балет «Зеркало», руководитель Бандурина Л.В.. Благодаря этому учащиеся 3, 4-х классов(девочки) имели возможность заниматься танцами. Бандурина Л.В., также помогала в проведении школьных мероприятий.

Ни одно школьное мероприятие не обходится без театральной постановки и выступления КВН. Вот уже несколько лет проводится данная работа. С каждым выступлением увеличивается число желающих вступить в школьный театр или команду КВН. Но есть определённые проблемы:
- отсутствие соответствующих специалистов;
- отсутствие часов кружковой работы, чтобы оплачивать руководителям, которые занимаются сейчас с детьми из личных побуждений;
- занятость актового зала (с 8.00 до 14.00 – уроки ритмики, 16.00 – 21.00 – занятия клуба «Торнадо», свободный день-пятница)

Особая роль в воспитательном процессе уделяется Пресс-центру. В 2013 - 2014 учебном году работу пресс-центра осуществляла организатор детских дел, Селюнина Е.В. Пресс-центры классов собирались последний четверг каждого месяца в 207 кабинете, где подводились итоги различных мероприятий, а также редакторами проводилась работа по сбору информации и планированию выпуска газеты. За прошедший учебный год было выпущено 4 выпуска школьной газеты «Кубик-Рубик», которая распространялась в классах. Также организатор ДД и пресс-центры классов были ответственны за информационный стенд на I этаже – «Это надо знать», на II этаже – «Наши дела». В этом году большую информационную функцию выполнял школьный сайт. На сайте размещается вся информация о жизни школы. Также через сайт школы проводятся конкурсы и голосования за творческие работы детей. Создан раздел «Обращения», где и учащиеся, и родители могут задать школе вопрос или поделиться информацией о достижениях выпускников школы. Одна из проблем деятельности информационного центра в 2013-2014 учебном году – в подборе информации и его размещении плохо были задействованы пресс-центры классов, лишь несколько представителей пресс-центра вели добросовестную работу.
Школьное самоуправление одна из важных частей воспитательной работы школы. Одна из целей воспитательно-образовательного процесса подразумевает формирование личности с высокой гражданской позицией, активной, инициативной, обладающей организаторскими способностями, умеющая повести за собой. Все эти качества развиваются у учащихся при четко выстроенной деятельности школьного самоуправления. В этом учебном году деятельность школьного самоуправления носила, как и всегда, обучающий и информационный характер. На совете лидеров, который проводился каждую среду после 6 урока, доводилась информация о предстоящих мероприятиях, и обсуждались их формы проведения. На каникулах проводилась «Школа лидерского мастерства»(7-8 классы) и программа «Шаг к успеху»(4-5 классы). Также в течение учебного года активно принимали участие советы классов, а именно совет культуры и досуга, совет физкультуры и спорта, совет знатоков, которые помогали в проведении различных мероприятий организаторам, классным руководителям, учителям предметникам, учителям физкультуры.
Актив школы состоял из учащихся 10-11х классов. Актив школы – это бессменные участники всех школьных мероприятий. Они, а также и другие активисты школы принимают участие в городских акциях, посвящённых знаменательным событиям. Сбор актива школы проходил один раз в месяц.

В 2011-2012 учебном году во всех учебных заведениях Республики Казахстан была создана единая детско-юношеская организация «Жас Ұлан». «Жас Ұлан» включает в себя учащихся 1-10 классов: 1-4 классы – «Жас Қыран», 5-10 классы – «Жас Ұлан». В декабре каждого учебного года в школе принимаются учащиеся 5 классов в ряды республиканской организации «Жас Ұлан». На городском мероприятии в мае 2014 года хорошисты и отличники 1-3 классов были посвящены в ряды «Жас Қыран», лучшие учащиеся 5-6 классов – в «Жас Ұлан». На данный момент кроме нового названия, значков и галстуков республиканская организация «Жас Ұлан» ничего не предлагает, поэтому система работы, которая была создана в процессе деятельности школьной организации «Государство ЧУДМОиС» продолжает действовать в школе. На конец года численность учащихся, входящих в детскую организацию «Жас Ұлан», составил: с 8 до 11 лет – 372 учащихся, с 11 до 14 лет – 357 учащихся, с 14 до 17 лет – 191 учащийся.
Проблемы в деятельности школьного самоуправления в 2013-2014 учебном году:
- плохая информированность учащихся о плане деятельности школьного самоуправления, его целее и задач;
- лидеры классов по уважительным и неуважительным причинам пропускали советы лидеров, и это сказывалось на информированности класса о предстоящих мероприятиях;
Причины:
1) занятость детей (учёба, подготовка к различным школьным мероприятиям, посещение кружков и секций);
2) бездействие классных руководителей в организации деятельности органов самоуправления в классе;

Рекомендации:

  • ознакомить учащихся и классных руководителей с планом деятельности, с целями и задачами школьного самоуправления на предстоящий год;
  • привлечь классных руководителей для организации деятельности органов самоуправления в классе, дать им советы и рекомендации.