КГУ "Школа-лицей №4

акимата города Рудного"

  
  
  
  
DJ-MegaMenu - модуль joomla Joomla

Используете ли Вы информацию с нашего сайта?

Да - 0%
Нет - 0%

Total votes: 0
The voting for this poll has ended on: 20 Нояб 2017 - 17:02

Как часто Вы посещаете наш сайт

каждый день - 13.3%
2-3 раза в неделю - 33.3%
1 раз в неделю - 0%
я здесь впервые - 53.3%

Total votes: 15
The voting for this poll has ended on: 13 Март 2019 - 05:56

Какое время занимает поиск интересующей Вас информации на нашем сайте?

быстро - 71.4%
долго - 0%
не могу найти - 28.6%

Total votes: 7
The voting for this poll has ended on: 13 Март 2019 - 06:09

 

Внимание! Для учащихся 8-11 классов. Начинаем голосование на тему КТД «Коммунарские сборы»

«Олимпийские игры» - 39.5%
«Дивергент» - 5.3%
«Загадки Древних цивилизаций» - 15.8%
«Время Икс» - 2.6%
«Игры разума - 5.3%
«Музыка нас связала» - 7.9%
«Праздник каждый день» - 2.6%
«Соц.сети» - 10.5%
«Люди в черном» или «Стражи Галактики» - 5.3%
«Букинистическая лавка» или «Книжный дворик» - 0%
«Страна КВН» - 5.3%
«Врата времени» - 0%

Total votes: 38
The voting for this poll has ended on: 25 Фев 2020 - 00:00

samopos-1-3.jpg

Реализация личностно-ориентированного обучения в преподавании естественно-математической дисциплины в начальной школе

учитель начальных классов 1 категории
Астрелина Т.Ю.

 Личностно-ориентированное обучение – это: (слайд 2,3)

  • Признание учителем приоритета личности перед коллективом;
  • Создание гуманистических взаимоотношений в классе, через которые каждый ребенок осознает себя полноправной личностью, учится видеть и уважать личность в других;
  • Признание учителем, того, что ученик обладает определенными правами, которые священны для учителя;
  • Отказ учителя от деления детей на «сильных» и «слабых», понимая, что все дети разные, и что каждый знает и умеет что-то лучше других;
  • Признание того, что учитель – такой же равноценный участник учебного процесса, как и ученик, только с «направляющей» функцией;
  • Переход с позиции «я тебя учу» на позицию «мы с тобой учимся» и мне интересно, что ты думаешь о …;
  • Понимание учителем того, что учебный процесс тем эффективнее, чем меньше учитель на уроке говорит и делает сам и чем больше дает сказать и сделать своим ученикам;
  • Задачи учителя помочь каждому ученику построить собственную образовательную траекторию.

Попробую задать учителям вопрос: «Кого называют образованным?» - и услышу в ответ: «Это тот, кто много знает» (Такое представление об образованности присуще примерно 90% учителей начальной школы). Вместе с тем, наличие знаний, их объем, полнота – лишь один из показателей образованности человека.

Рассмотрим для доказательства один пример. Выпускнику начальной школы предлагают рассказать о свойствах воды. Он вспоминает соответствующую статью учебника и подробно отвечает на вопрос. Учитель ставит ему «5»; считая, что обучение достигло своей цели. Но тот, же самый ребенок получает другое задание: заполнить таблицу «Свойства воды». Результат плачевен: ребенок не справился с заданием. Что произошло? Ведь, казалось бы, ученик имеет знания! Оказывается, знания нам нужны не сами по себе, не как «мертвый» груз памяти, а как живой инструмент для решения любых (прежде всего, нестандартных) учебных задач. Имея знания, этот ученик не владеет ими.

При этом готовность к образованию включает умение применять знания в нестандартной ситуации, добывать их в процессе поисковой деятельности (под руководством учителя и самостоятельно), возможность решать учебную задачу творчески, а также контролировать и оценивать свою деятельность.
Следующий важнейший компонент детского развития – сформированное умение добывать знания. К каким ролям привык сегодняшний школьник? Учитель призывает его внимательно слушать (он – «слушатель»), внимательно смотреть (он – «зритель») и хорошо запоминать (он – «репродуктор»).

В этом случае процесс обучения ориентируется на приоритет таких психических процессов, как восприятие и память, опирается на «слабость» ребенка, а не на его «силу». Действительно, восприятие и память – весьма важные психические процессы, необходимые для обучения. Вместе с тем их преобладание, приоритет в педагогическом процессе определяют репродуктивный характер обучения, такое преподнесение информации не может быть связано с процессом самостоятельного добывания знаний, потому что знания «навязываются» ребенку в виде готового образца (правила, закона, инструкции). Причем, чем ближе результат к данному педагогом образцу, тем выше отметка. Все исследователи отмечают высокий уровень развития памяти способных детей, поэтому процесс запоминания (в начальной школе почти дословного) не представляет труда для хорошо развитого ребенка. Ну, разве это – беда? Да, если процессу запоминания предшествует только репродуктивное обучение! В основе сознательного акта учения лежит способность человека к творческому воображению и мышлению. Следует отметить, что в этом случае меняется характер восприятия, оно становится хорошим «помощником» мышлению и воображению.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПРИ РАЗНОМ ХАРАКТЕРЕ ОБУЧЕНИЯ (слайд 4)

Инструктивно – авторитарное Личностно – ориентированное

  • Рассказ учителя - Выдвижение проблемы
  • Чтение текста учебника - Постановка предложений
  • Ответы на вопросы учителя - Сравнение полученных выводов с текстом
  • (учебника) учебника (рассказом учителя)
  • Рассматривание иллюстраций - Поиск эмоциональных опор, составление
  • Повторение рассказа учителя графического плана-опоры

Как видим, при личностно-ориентированном обучении роль учителя остается очень существенной: он ведет дискуссию, задает наводящие вопросы, подсказывает, но для учащихся он в данном случае – равноправный партнер по учебному общению. Результаты исследований показывают, что такое построение обучения позволяет учащемуся высказывать ошибочное мнение, не бояться допустить ошибку в рассуждении, под влиянием высказанных аргументов исправить ее, а это и есть личностно-значимая познавательная деятельность. У школьников развиваются критическое мышление, самоконтроль и самооценка. Что отражает достаточно высокий уровень их общих способностей. Как же изменяется дидактический процесс, если он ориентируется на приоритет «задействования» в обучении воображения и мышления?

Во-первых, ученики получают роль – исследователей.
Во-вторых, процесс учения становится не репродуктивным, а поисковым и творческим.
В-третьих, важнейшим методом обучения становится не образец, который обычно открывает процесс получения новых знаний, а выбор, альтернатива.
И, наконец, в-четвертых, принципиально важным становится опора на два принципа обучения – на доступность как меру трудности и наглядность как дидактическую поддержку процесса познания.

3. Обратимся к примерам.

Учитель вывешивает схему «земледелие» на уроке «Познания мира» в 3-ем классе и предлагает по схематическим рисункам рассказать, что относится к земледелию. Класс обсуждает рисунки: почему на схеме изображены колос, клевер, капуста, яблоки, лес; о чем могут рассказать эти изображения – сигналы, как можно объяснить значение слова «земледелие», из каких слов оно произошло? Затем учащиеся читают отрывок из летописи и высказывают предположение о том, чем занимались жители этой местности. Как видим, дети изучают важную тему «Когда возникло земледелие» в процессе самостоятельного решения различных логических задач и коллективного обсуждения содержательного опорного сигнала.
Поговорим теперь о другой очень важной составляющей развития – контролирующей и оценочной деятельности ученика. У младшего школьника может быть сформулировано умение находить у себя ошибки, объективно оценивать результаты своей деятельности, самостоятельно исправлять неточности и др. Как целесообразно изменить существующую деятельность контроля и оценки, чтобы развивать у каждого школьника самоконтроль и самооценку? Попробуйте не исправлять допущенную ребенком ошибку, а только подчеркнуть пример (задачу), в котором она имеется. Тогда работа над ошибками будет состоять в том, что ученик находит место, где совершил ошибку, и самостоятельно ее исправляет.
С учетом этих ошибок можно составить дифференцированные задания. (слайд 5)
Ученикам, которые самостоятельно справились с решением задач, предлагаются следующие задания:

1. Составьте задачу по выражению: 480:8*6

2. Решите задачу: «За три стула заплатили 1800 т. Сколько стульев можно купить на 3600 т? Сформулируйте вопрос задачи так, чтобы ответ на него был найден умножением.

3. На какие вопросы можно еще ответить, пользуясь данными задачи №1? Запишите эти вопросы и ответьте на них.

4. Прочитайте задачу № 2. Во сколько банок можно разложить оставшиеся огурцы и сколько килограммов огурцов останется после этого?

5. Решите задачу: «Хозяйка купила 3 м шелка по 200 т. за 1м, шерсти на 2м больше, 1м шерсти стоит 400 т.». Поставьте вопросы к данному условию и решите задачу.

6. Составьте обратную задачу к задаче №1 и решите ее.

(слайд 6) Для учеников, допустивших ошибки, предлагаются такие дифференцированные задания:

1. Со вспомогательными вопросами.
К задаче №2. Ответьте на вопросы: что означает число 3 в условии задачи? (3 кг огурцов в одной банке). Можно ли узнать, сколько килограммов огурцов в 4-х банках? (Можно. 3*4=12кг). Хозяйка купила огурцов больше или меньше, чем 12 кг? (Больше). Запишите теперь решение задачи.
К задаче №3. Прочитайте внимательно условие задачи. Что означает столько же метров шерсти? Запишите эти слова числом (3 м шерсти по 400 т. за 1 м) и решите задачу.

2. (слайд 7) С дополнительными указаниями.
К задаче №1. Дешевле – значит меньше; дороже - значит больше.
Замените слова дороже и дешевле словами больше и меньше и решите задачу.
К задаче №2. Узнайте сначала, сколько килограммов огурцов в 4-х банках, а затем ответьте на вопрос задачи.
К задаче №3. Узнайте сначала, сколько стоит шелк, а затем - сколько стоила шерсть, а потом ответьте на вопрос задачи

3. (слайд8) С дополнительной конкретизацией
К задаче №1
Коробка – 42 т.
Кисточка – ? в 3 раза дороже, чем коробка.
Книга - ? на 28 т. дешевле, чем кисточка.
К задаче №2. Рассмотрите чертеж. Что означает на нем каждая величина?
К задаче №3.
Шелк 3м, по 200 т.
Шерсть ____ м по 400 т.
Вставьте в окошко нужное число и решите задачу.

4. (слайд 9) С выбором решения.
К задаче №1. Выберите решение для данной задачи

1). 42*3=126 (р.)
2). 126+28=154 (р.)
1). 42:3=14 (р.)
2). 42+28=70 (р.)
 1). 42*3=126 (р.)
 2). 126-28=98 (р.)

К задаче №2.

1). 3*4=12 (кг)
2). 16+12=28 (кг)
1). 3*4=12 (кг)
2). 16-12=4 (кг)

К задаче №3.

1). 200*3=600 (руб.)
2). 600+400=1000 (руб.)
1). 200*3=600 (руб.)
2). 400*3=1200 (руб.)
3). 1200-600=400 (руб.)
1). 200*3=1200 (руб.)
2). 400*3=1200 (руб.)
3). 1200-600=600 (руб.)

5. Слайд (10) С выполнением некоторой части задания

К задаче №1. Закончите решение задачи:
1). 42:3=12 (т.)
Запишите первое действие и ответ задачи.
1).
2). 12+28=___ (т.)

К задаче №2
1). 3*___=___ (кг)
2). ___-___=___ (кг)
Запишите решение задачи, пользуясь схемой.
Запишите ответ.

6. (Слайд 11) С вспомогательными упражнениями
К задаче №1. Сначала решите задачи:
1). Коробка цветных карандашей стоит 42 т., кисточка в 3 раза дешевле. Сколько стоит кисточка?
2). Кисточка стоит 14 т., а книга на 28 т. дороже. Сколько стоит книга?
3). А теперь решите задачу №1.
К задаче №2. Решите задачу: «В одной банке 3 кг огурцов. Сколько огурцов в 4-х таких же банках?».
А теперь решите задачу №2.
К задаче №3. Решите задачу: «Хозяйка купила 3м шелка по 200 т. за 1м, и 3 м шерсти по 400 т. за 1м. Сколько денег она уплатила за покупку?»
Сравните эту задачу с задачей №3.

Решите задачу №3.
Для самостоятельного решения можно дать не три, а одну задачу и после анализа ее провести дифференцированную работу с учащимися.
Например: (слайд 12)
Предлагаю классу самостоятельно решить задачу и записать ее решение по действиям: «Класс должен подклеить 80 книг. Первая группа подклеила 16 книг, вторая 18 книг. Сколько книг осталось подклеить?»
Работу пишут 25 учеников. Через пять минут пройдя по рядам и вижу,что 18 учеников работу выполнили, а 7 учеников не решили. На доске открываю краткую запись задачи:

(слайд13)
Было - 80 кн.
Сделали - 16 кн. И 18 кн.
Осталось - ?
Предлагаю ученикам, которые не успели выполнить задание, внимательно рассмотреть краткую запись. Объясняю, что эта запись поможет им справиться с решением задачи.
Тем, кто выполнил задание, предлагаю записать решение задачи выражением.
В результате 5 учеников самостоятельно записывают задачу выражением.2 ученика не могут этого сделать.

(Слайд14)
На доске дается выражение 80-(16+18) и предлагается одному ученику, справившемуся с заданием, объяснить его.
Другим ученикам даются карточки с заданиями:
1). Узнай сначала, сколько всего книг подклеили две группы:
___+___=___
2). Затем узнай, сколько книг осталось подклеить.
___-___=___

Такая организация работы способствует самостоятельному выполнению задания всеми учащимися класса.
Пример 2 ( слайд 15)
Предлагается учащимся самостоятельно решить задачу разными способами: «Купили 4 подставки для яиц, по 200 т. каждая, и 4 чайные ложки, по 100 т. за каждую. Сколько стоила вся покупка?»
Из 25 учеников, решающих задачу, 12 справляются с заданием, 8 решают задачу только одним способом, 5 не смогли приступить к решению задачи.
Тем, кто самостоятельно справился с заданием, предлагается составить задачу по выражению (4+3)*2.
Тем ученикам, которые решили задачу только одним способом, и тем, кто совсем не решил задачу, предлагается рассмотреть рисунок к задаче
(Слайд 16)
200 т. 200 т. 200 т. 200 т.
100 т. 100 т. 100 т. 100т.


200 т. 200 т. 200 т. 200 т.
100 т. 100 т. 100 т. 100 т.
И ответить, как можно узнать, сколько уплатили за всю покупку.
(Слайд 17)
Ученикам, которые не справились с решением задачи, предлагается карточка с вопросами:
Узнай, сколько стоит 1 подставка 1 ложка вместе.
Узнай, сколько стоят 4 таких комплекта.
Запиши решение задачи: (___+___)___=___
Вспомни, как можно умножить сумму на число.
Запиши решение вторым способом:
___*___+___=___
 Итак, можно сделать вывод, что данная методика организации дифференцированных заданий оказывается эффективной.
(Слайд 18)

  • Существует и такой прием: контрольные работы даются трех уровневые: на «5», на «4», на «3». Сам ученик выбирает уровень контрольной работы. То есть оценивает свои возможности. Не беда, если у ребенка, не сразу получится выбор, адекватный его умениям. В данном случае учитель может придти ему на помощь.
  •  

При подготовке к уроку:
На помощь могут прийти психологи школы, которые трижды за год проводят диагностику развития психических процессов, хотя и сам учитель может проводить эту работу (слайд 19)
 Анализ письменных работ, выполненных учащимися на предыдущем уроке, и домашних творческих заданий. (Слайд 20)

• Конкретизация цели урока с учетом результатов предыдущего анализа .
• Разбивка урока на этапы, подчиненные одной цели, и конкретизация этой цели на каждом этапе.
• Выбор способов достижения и поддержания высокого уровня мотивации на каждом этапе урока.
• Выбор форм работы и характера взаимодействия участников образовательного процесса на каждом этапе урока.
• Выбор способа презентации нового материала, отвечающего целям урока.
• Подбор дидактического материала, отвечающего целям урока.
• Проектирование учебного диалога (или иных методов), позволяющего выявить и «окультурить» субъективный опыт учащегося (опережает анализ вероятных версий).
• Выбор методов и средств диагностики учебного процесса и его результатов на каждом этапе урока.
• Проектирование вероятных изменений в ходе урока и их коррекция.
• Подготовка индивидуальных творческих домашних заданий, ориентированных на максимальное использование субъективного опыта ученика. (слайд № 21 , 22 )
• Проектирование форм рефлексии проведенного урока..

Работая над данной темой, я пришла к выводу, что выбрала верное направление. Впереди много планов. Учителю нельзя стоять на месте, нужно обязательно шагать в ногу со временем, понимая свою роль в судьбе ребенка. Проанализировав свою работу за последние годы, я пришла к выводу, что личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию приносит удовлетворение и ученикам, и учителю, и родителям. Я верю, зернышки знаний, наполненные Спасибо за ВНИМАНИЕ!!!! (Слайд )

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

КГУ "Школа-лицей №4 акимата города Рудного",

Казахстан, Костанайская область,
город Рудный, ул. 50 лет Октября, 76. 

Телефон: (8-71431)94381, 55937.
Факс: (8-71431)92433.
Электронная почта: lyceum_school4@mail.ru 

ВАКАНСИИ

В настоящий момент школа нуждается в следующих специалистах: нет вакансий

Получить подробную информацию можно по телефону 8(71431)91283.