КГУ "Школа-лицей №4

акимата города Рудного"

  
  
  
  
DJ-MegaMenu - модуль joomla Joomla

Используете ли Вы информацию с нашего сайта?

Да - 0%
Нет - 0%

Total votes: 0
The voting for this poll has ended on: 20 Нояб 2017 - 17:02

Как часто Вы посещаете наш сайт

каждый день - 13.3%
2-3 раза в неделю - 33.3%
1 раз в неделю - 0%
я здесь впервые - 53.3%

Total votes: 15
The voting for this poll has ended on: 13 Март 2019 - 05:56

Какое время занимает поиск интересующей Вас информации на нашем сайте?

быстро - 71.4%
долго - 0%
не могу найти - 28.6%

Total votes: 7
The voting for this poll has ended on: 13 Март 2019 - 06:09

 

Внимание! Для учащихся 8-11 классов. Начинаем голосование на тему КТД «Коммунарские сборы»

«Олимпийские игры» - 39.5%
«Дивергент» - 5.3%
«Загадки Древних цивилизаций» - 15.8%
«Время Икс» - 2.6%
«Игры разума - 5.3%
«Музыка нас связала» - 7.9%
«Праздник каждый день» - 2.6%
«Соц.сети» - 10.5%
«Люди в черном» или «Стражи Галактики» - 5.3%
«Букинистическая лавка» или «Книжный дворик» - 0%
«Страна КВН» - 5.3%
«Врата времени» - 0%

Total votes: 38
The voting for this poll has ended on: 25 Фев 2020 - 00:00

du-2016-14.jpg

Родителям

Горячая линия - 114

Информационно-консультативный центр «Горячая линия - 114»

Для приема от граждан и организаций информации по всем вопросам, касающимся религиозной сферы, а также оказания консультативной и психологической помощи пострадавшим от деструктивной религиозной деятельности работает «Горячая линия - 114».

Звоните, если:

  • Вам и Вашим близким навязывают непонятные религиозные идеи;
  • Вам стало известно о распространении сомнительных религиозных книг, журналов, брошюр, листовок, в том числе на улицах, подъездах, квартирах, транспорте;
  • с Вами и Вашими близкими пытаются вести подозрительную агитацию на религиозные темы;
  • Вам и Вашим близким навязчиво предлагают участвовать в религиозных обрядах и мероприятиях;
  • Вас беспокоят подозрительные собрания религиозного характера;
  • Вы и Ваши близкие попали под влияние сомнительных людей либо организаций религиозной направленности;
  • Вы и Ваши близкие оказались в трудной жизненной ситуации из-за проблем религиозного характера;
  • Вы или Ваши близкие нуждаются в консультации и помощи специалистов в сфере религии.

Мы ответим на все Ваши вопросы и окажем помощь!

Для Вас работают юристы, теологи, религиоведы, психологи. Консультирование ведется круглосуточно и конфиденциально. Звонки из любой точки Казахстана принимаются бесплатно.

Горячая интернет-линия SafeKaznet.kz

В Казахстане действует горячая интернет-линия SafeKaznet.kz, принимающая сообщения о противоправном интернет-контенте. Она организована в целях своевременного выявления в сети ресурсов террористической и экстремистской направленности.

На интернет – линию можно отправлять адреса сайтов имеющие сомнительный религиозных характер, призывающие к насилию или акциям протеста на религиозной почве, обладающие элементами религиозной деструкции или радикализма.

О материальном поощрении граждан, сообщивших в специальные органы о готовящихся акциях терроризма и религиозного экстремизма

В соответствии с законодательством Республики Казахстан предусмотрено оказание бесплатной необходимой правовой и иной помощи физическим и юридическим лицам, пострадавшим в результате акта терроризма.

Кроме того, в соответствии с законом «О противодействии терроризму» предусмотрена норма о материальном поощрении граждан, сообщивших в специальные и правоохранительные органы о готовящихся акциях терроризма и религиозного экстремизма. Предоставление государственным органам информации о готовящихся или совершенных актах терроризма расценивается как исполнение гражданского долга. За информацию, которая помогла предотвратить или пресечь акт терроризма, государством устанавливается и выплачивается вознаграждение.

Методические рекомендации
ПРОФИЛАКТИКА И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАСИЛИЯ В ДЕТСКОЙ СРЕДЕ

Нормативно-правовое обеспечение

  1. Конвенция о правах ребенка
  2. Декларация прав ребенка
  3. Конституция РК
  4. Гражданский кодекс РК
  5. Кодекс РК «О браке и семье»
  6. Закон РК «О профилактике бытового насилия»
  7. Уголовный Кодекс РК

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ

Все проявления, нарушающие ваши права, — это насилие

В настоящее время бичом во всем мире стало жестокое обращение родителей и иных взрослых с детьми, их вербальная агрессия, сексуальное, эмоциональное или физическое насилие над несовершеннолетними. В нашей стране ситуация усугубляется тем, что воспитание осуществляется в условиях постоянного реформирования: меняется функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений и вся социокультурная жизнь подрастающего поколения. С одной стороны, под влиянием общей гуманизации общества жестокостью стали называть действия родителей, ранее принимаемые за разумную строгость. А с другой – социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большей части населения в той или иной мере отразились на жизни всех слоев. Наступившая правовая, моральная, экономическая незащищенность населения усилила конфликтность отношений между людьми, и особенно между супругами, родителями и детьми, вызвав дестабилизацию жизни большинства семей, что особенно сказалось на подрастающем поколении.

Защита детей и подростков от жестокости, предупреждение преступлений против них является чрезвычайно важной, социально значимой и актуальной задачей, решение которой носит междисциплинарный характер. В деятельность по пресечению насилия должны вовлекаться работники правоохранительной системы, органов опеки и попечительства, представители социальной и педагогической сфер, сотрудники медицинской и психологической служб. Однако зачастую усилия по созданию эффективной системы профилактики и пресечения насилия в отношении детей, оказания помощи жертвам жестокого обращения разбиваются о препятствия, в числе которых: ведомственная ограниченность и межведомственная разобщенность, субъективизм в выборе негосударственных организаций для сотрудничества, отсутствие единых методических и системных подходов в организации профилактической работы; игнорирование профилактической направленности в работе с подрастающим поколением и семьей; отсутствие законодательных норм и правоприменительной практики по защите и реабилитации жертв, что усугубляется правовой неграмотностью и недоверием населения к правоохранительным органам, низкими материальными доходами, не позволяющими обращаться за квалифицированной юридической помощью; несформированность у педагогических, милицейских, социальных, медицинских работников навыков общения с жертвой, что ведет к сокрытию или замалчиванию фактов насилия, особенно при отсутствии личной заинтересованности взрослого в наказании виновного и реабилитации пострадавшего; отсутствие эффективно действующей и целесообразно организованной реабилитационной системы, приводящей к тому, что многие реабилитационные учреждения в действительности являются местом скопления детей, выпавших из нормальной жизни и др.

Проблема усложняется тем, что значительная часть жертв насилия – выходцы из неблагополучных слоев или "уличные" дети, в судьбах которых лично мало кто заинтересован. Иногда дети оплачивают собственными страданиями и даже жизнями родительскую потребность в самоутверждении, стремление взрослых устроить личную жизнь, становятся заложниками пьяных отцов и постоянно раздраженных матерей.

Разрешить проблему насилия над несовершеннолетними можно только при совместной работе педагогов, родителей и всех взрослых, которые так или иначе причастны к детям. Причем целью работы по нивелированию последствий насилия является не замена или устранение родителей, которые не в состоянии нести ответственность за воспитание своих детей, а помощь семье в восстановлении или формировании способности к названной деятельности.

Зачастую распространению насилия над детьми в нашей стране способствует два обстоятельства. Во-первых, родители, прибегающие к методам так называемой “репрессивной педагогики”, не всегда знают о пагубных последствиях жестокого отношения к детям. Во-вторых, своевременному установлению факта насилия препятствуют стремление взрослых "не выносить сор из избы", а также закрепленные в законодательстве права граждан на неприкосновенность частной жизни.

Распространенное мнение о том, что воспитание детей – это внутрисемейное дело, в которое никто не имеет права вмешиваться, затрудняет деятельность представителей правоохранительных органов и социальных служб, пытающихся оказать помощь пострадавшим.

Таким образом, незащищенность, материальная зависимость, возрастные особенности психики несовершеннолетних (незрелость, подчинение авторитету взрослого, доверчивость, недостаток жизненного опыта, неумение полно и критично оценивать сложившуюся ситуацию и прогнозировать возможные последствия) привели к тому, что в условиях роста насилия в обществе жертвой жестокого обращения чаще всего становится ребенок. Перечень видов насилия над детьми в настоящее время пополнился, включив экономическое насилие, торговлю детьми и пр. Между тем модель поведения, усвоенная в детстве, воспроизводится в других социальных институтах: школе, армии, государстве в целом. Поэтому остановить насилие возможно, только преодолев жестокость по отношению к беззащитным детям.

Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятию "жестокое обращение" (ст. 19) и оговаривает необходимость принятия следующих мер:

  • обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);
  • защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);
  • организацию борьбы с болезнями и недоеданием (ст. 24);
  • признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27);
  • защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34) и других форм жестокого обращения (ст. 37);
  • оказание помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).

Права определяются Конвенцией ООН о правах ребенка (по Конвенции ребенком признается каждый человек, не достигший 18 лет). Согласно этому международному документу, ребенок имеет право: на жизнь; уровень жизни, необходимый для полноценного развития; свободное выражение своих взглядов и мнения; свободу мысли, совести и религии; всестороннее участие в культурной жизни; защиту от экономической эксплуатации; образование; доступ к надлежащей информации; обращение в органы правосудия; защиту от сексуальной эксплуатации, злоупотреблений и небрежного обращения.

За нарушение прав детей, в том числе в виде насилия, родители, лица их заменяющие, или другие взрослые несут ответственность не только нравственного, но и юридического порядка, на основании административного, уголовного, семейного и/или гражданского права.

Жертвой жестокого обращения в детской среде может стать любой ребенок. Однако наиболее уязвимы дети, отличающиеся от ровесников внешними особенностями, как физическими, так и психическими. В «группу риска» попадают дети с физическими недостатками, другой национальности, необычным поведением и т.д. Жестокое обращение деформирует психику ребенка и может быть причиной патологических нарушений. У детей, пострадавших из-за жестокого обращения, могут возникнуть социально-опасные формы поведения: насильственного, суицидального и зависимого характера (ПАВ-зависимость, интернет-зависимость, игровая зависимость).

I. Виды насилия:

Физическое насилие - жестокость и другие целенаправленные антигуманные действия, причиняющие боль ребенку и препятствующие его развитию (причинение физической боли: побои, укусы, прижигания, преднамеренное удушение или утопление ребенка, а также ситуации, когда ребенку дают яды и неадекватные лекарства).

Сексуальное насилие - использование детей для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых. Применение угроз, силы, хитрости для вовлечения ребенка в сексуальную деятельность. Использование детей для изготовления порнографической продукции, а также демонстрация им порнографической продукции. Вовлечение детей в занятие проституцией.

Эмоциональное (психическое) насилие - ребенок испытывает постоянную нехватку внимания и любви, угрозы и насмешки, что приводит к потере чувства собственного достоинства и уверенности в себе. К нему предъявляют чрезмерные требования, не соответствующие его возрасту, которые ребенок не в состоянии выполнить. Ложь и невыполнение обещаний со стороны взрослых, нарушение доверия ребенка.

Пренебрежительное отношение - не удовлетворяются жизненные потребности ребенка в жилье, пище, одежде, лечении. А также оставление детей без присмотра.

1.1 Физическое насилие

Физическое насилие - это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии.

К нему относится также вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ.

Физическое насилие над ребенком могут совершать родители, лица, их заменяющие, или другие взрослые.

Чаще всего это происходит в семьях, где:

  • убеждены, что физическое наказание является методом воспитания детей;
  • родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
  • родители (или один из них) имеют психические заболевания;
  • нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);
  • родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;
  • родители предъявляют чрезмерные требования к детям, не соответствующие их возрасту и уровню развития;
  • дети имеют особенности: недоношенность в анамнезе, наличие соматических или психических заболеваний; они гиперактивны, неусидчивы.

Распознание факта физического насилия над ребенком

Характер повреждений:

  • синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;
  • ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;
  • повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов;
  • выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;
  • участки облысения, кровоподтеки на голове;
  • повреждения внутренних органов;
  • "синдром сотрясения" у грудных детей.

На не случайный характер травм указывает:

  • множественность повреждений, различная степень давности (свежие и заживающие), специфический характер (отпечатки пальцев, предметов);
  • несоответствие характера повреждений и объяснений, которые дают взрослые;
  • наличие других признаков жестокого обращения (отставание в развитии, санитарно-гигиеническая запущенность);
  • появление травм после выходных и праздничных дней.

Особенности поведения:

Возраст до 3 лет: боязнь родителей или взрослых; редкие проявления радости, плаксивость; реакция испуга на плач других детей; плохо развитые навыки общения; крайности в поведении - от агрессивности до полной безучастности.

Возраст от 3 до 7 лет: заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость; пассивная реакция на боль; негативизм, агрессивность; жестокость по отношению к животным; лживость, воровство; отставание в речевом развитии.

Младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений и травм; боязнь идти домой после школы; одиночество, отсутствие друзей; плохая успеваемость, неспособность сосредоточиться; агрессивность.

Подростковый возраст: побеги из дома; употребление алкоголя, наркотиков; попытки самоубийства; криминальное или антиобщественное поведение.

Основными особенностями поведения родителей или опекунов, если они избивают детей, являются:

  • противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей;
  • обвинение в травмах самого ребенка;
  • позднее обращение или необращение за медицинской помощью;
  • отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком;
  • неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу;
  • большее внимание собственным проблемам, нежели имеющимся у ребенка повреждениям.

1.2. Сексуальное насилие

Сексуальное насилие или развращение есть вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды.

К данному виду насилия относятся:

  • половой акт с ребенком;
  • мануальный, оральный, генитальный или любой другой телесный контакт с половыми органами ребенка;
  • введение предметов в половые органы ребенка;
  • сексуальная эксплуатация ребенка для порнографических целей или вовлечение в проституцию;
  • демонстрация эротических или порнографических материалов с целью сексуальной стимуляции ребенка;
  • совершение полового акта в присутствии ребенка;
  • демонстрация обнаженных гениталий, груди или ягодиц ребенку (эксгибиционизм);
  • подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур (вуайеризм), а также принуждение ребенка к раздеванию.

Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок:

  • не обладает свободой воли, находясь в зависимости от взрослого;
  • может не осознавать значение сексуальных действий в силу функциональной незрелости;
  • не в состоянии в полной мере предвидеть все негативные для него последствия этих действий.

Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где:

  • патриархально-авторитарный уклад;
  • плохие взаимоотношения ребенка с родителями, особенно с матерью;
  • конфликтные отношения между родителями;
  • мать ребенка чрезмерно занята на работе;
  • ребенок долгое время жил без родного отца;
  • вместо родного отца - отчим или сожитель матери;
  • мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице;
  • родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
  • родители (или один из них) имеют психические заболевания;
  • мать в детстве подвергалась сексуальному насилию и т.п.

Распознание сексуального насилия над ребенком

Характер травм и заболеваний:

  • повреждения генитальной, анальной областей, в том числе нарушение целостности девственной плевы;
  • следы спермы на одежде, коже, в области половых органов, бедер;
  • наличие заболевания, передающегося половым путем;
  • беременность;
  • недержание кала ("пачкание одежды"), энурез;
  • нервно-психические расстройства;
  • психосоматические расстройства.

Особенности психического состояния и поведения ребенка

Дети дошкольного возраста: ночные кошмары; страхи; регрессивное поведение (поступки, характерные для более младшего возраста);несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, а также сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками; открытая мастурбация.

Дети младшего возраста: резкое ухудшение успеваемости; невозможность сосредоточиться; несвойственные возрасту знания в половых вопросах, сексуально окрашенное поведение; гнев, агрессивное поведение; ухудшение взаимоотношений со сверстниками и родителями, не являющимися насильниками; деструктивное поведение; мастурбация.

Подростки: депрессия; низкая самооценка; агрессивное, антисоциальное поведение; затруднения с половой идентификацией; сексуализированное поведение; угрозы или попытки самоубийства; употребление алкоголя, наркотиков; проституция, беспорядочные половые связи; уходы из дома; насилие (в том числе сексуальное) по отношению к более слабым.

Как показывает практика, в 80% случаев сексуальное насилие над ребенком совершается его родственником или знакомым.

Данная форма насилия из всех его видов заслуживает в дополнение к вышесказанному более глубокого рассмотрения, для принятия в повседневной практике мер профилактики, выработки настороженности и тактики соответствующего поведения у родителей, а также самих детей.

Действия родителей по предотвращению сексуального насилия по отношению к ребенку

Сексуальное насилие является преступлением и встречается во всех слоях общества, причем значительно чаще, чем принято считать.

Вовлечение ребенка в сексуальные действия, как правило, происходит постепенно, а не является однократным случайным эпизодом. Оно может тянуться годами. Причем насильник всегда значительно старше, сильнее, и жертва находится в зависимости от него.

Обеспечение безопасности ребенка во многом связано с предостережением его от необдуманных контактов с посторонними людьми, но этого все-таки может оказаться недостаточно, чтобы избежать сексуального насилия: в 85% случаев сексуальное насилие совершает не посторонний, а человек, которого ребенок знает, зависит от него, доверяет ему или даже любит.

Многие жертвы не рассказывают о перенесенном насилии, пока не станут взрослыми, а некоторые из них не рассказывают никогда.

Рассказать кому-либо о сексуальном насилии трудно для жертвы по многим причинам:

  • угрозы со стороны насильника;
  • насильник хорошо знаком ребенку или его родственникам, и ребенок может жалеть его;
  • жертва может считать себя виновной в насилии;
  • ребенок любит насильника или нуждается в нем;
  • пострадавший может быть заинтересован в особом внимании, которое ему уделяет насильник;
  • ребенок не понимает, что то, что с ним делают - плохо;
  • несовершеннолетний может бояться, что ему не поверят.

Дети должны знать о сексуальном насилии. Все дети по характеру доверчивы и открыты. Их учат быть послушными и не задавать вопросы старшим. Дети зависят от взрослых физически и эмоционально, поэтому им приятно внимание любого взрослого. Эти обстоятельства делают их легкой добычей взрослых насильников, которым зачастую не приходится прибегать к прямому насилию, чтобы добиться своей цели: подарков, хитрости, угроз, авторитета и зависимости ребенка оказывается достаточным.

1.3. Эмоциональное (психологическое) насилие

Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.

Все формы насилия в той или иной степени сопряжены с эмоциональным насилием.

К этой форме жестокого обращения с детьми относятся:

  • угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы; оскорбление и унижение его достоинства; открытое неприятие и постоянная критика;
  • лишение ребенка необходимой стимуляции, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви; предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;
  • однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;
  • преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов;
  • вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.)

Особенности детей, подвергающихся эмоциональному(психологическому) насилию:

  • задержка психического развития;
  • невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость;
  • низкая самооценка;
  • эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;
  • избыточная потребность во внимании;
  • депрессия, попытки суицида;
  • неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);
  • ложь, воровство, девиантное (или "отклоняющееся", асоциальное) поведение;
  • нервно-психические и психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма и др.).

Возрастная специфика:

Для детей раннего возраста более характерны расстройства сна, аппетита, беспокойство или апатичность, неумение играть, задержка психоречевого развития, привычка сосать палец.

Для младших школьников - проблемы с обучением, отвержение со стороны сверстников, плохие социальные навыки.

У детей в препубертатном периоде могут наблюдаться уходы из дома, девиантное и/или делинквентное (криминальное) поведение, хроническая неуспеваемость.

В пубертатном периоде - депрессия, растет агрессивность, саморазрушающее поведение, низкая самооценка, психосоматические заболевания.

Группы риска детей по эмоциональному насилию:

  • дети от нежеланной беременности, похожие на нелюбимых родственников жены или мужа;
  • дети раннего возраста;
  • дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями;
  • дети из семей с деспотичным, авторитарным, контролирующим стилем воспитания и взаимоотношений;
  • дети из семей, где внутрисемейное насилие является стилем жизни;
  • дети, родители (или один из родителей) которых употребляют алкоголь, наркотики, страдают депрессией;
  • дети, в семье которых много социально-экономических и психологических проблем.

Особенности поведения взрослых, совершающих эмоциональное насилие:

  • не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается;
  • публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;
  • сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему;
  • обвиняют его во всех своих неудачах, делают из ребенка "козла отпущения" и пр.

1.4. Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость)

Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) - это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.

Причинами неудовлетворения основных потребностей ребенка могут служить:

  • отсутствие соответствующего возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
  • отсутствие заботы и присмотра за ребенком;
  • отсутствие внимания и любви к ребенку и др.

Чаще всего пренебрегают основными нуждами детей родители или лица, их заменяющие: алкоголики, наркоманы; лица с психическими расстройствами; юные родители, не имеющие опыта и навыков родительства; с низким социально-экономическим уровнем жизни; имеющие хронические заболевания, инвалидность, умственную отсталость; перенесшие жестокое обращение в детстве; социально изолированные.

Последствия моральной жестокости у детей

Внешние проявления:

  • утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;
  • у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи;
  • одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;
  • нечистоплотность, несвежий запах.

Физические признаки:

  • отставание в весе и росте от сверстников;
  • педикулез, чесотка;
  • частые "несчастные случаи", гнойные и хронические инфекционные заболевания;
  • запущенный кариес;
  • отсутствие надлежащих прививок;
  • задержка речевого и психического развития.

Особенности поведения:

  • постоянный голод и жажда: может красть пищу, рыться в отбросах и т.п.;
  • неумение играть;
  • постоянный поиск внимания/участия;
  • частые пропуски школьных занятий;
  • крайности поведения: инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в "псевдовзрослой" манере; агрессивен или замкнут, апатичен; гиперактивен или подавлен; неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться;
  • склонность к поджогам, жестокость к животным;
  • мастурбация, раскачивание, сосание пальцев и пр.

II. Что должны знать дети, чтобы защитить себя

Ребенок может избежать беды, если будет знать, что именно ему делать, когда он окажется в опасной ситуации. Твердо сказать "нет", рассказать тому, кто в состоянии реально помочь, - эти навыки, жизненно важные для любого ребенка, следует динамично прививать ему в целях использования в любой ситуации, угрожающей его безопасности.

Если дети хорошо знают, как устроено их тело, понимают, что оно принадлежит только им, то они не позволяют прикасаться к себе никому, кроме тех людей, которые не злоупотребляют их доверием. Даже маленькие дети должны знать правильные названия частей тела, включая половые органы.

Следует отвечать на вопросы детей просто и ясно, используя только те слова, которые они понимают. Ванная комната может быть самым подходящим местом для обучения личной безопасности. При мытье ребенка-дошкольника следует дать ему мыло, чтобы он сам вымыл свои половые органы. Необходимо объяснить, что эта часть тела является интимной, что никто, кроме врача в случае необходимости, не может прикасаться к ней без его согласия и сам ребенок тоже не должен трогать интимные части тела других людей.

Необходимо научить ребенка:

  • доверять своим чувствам, интуиции. Таким образом он сможет распознать возможную опасность и избежать ее;
  • уметь различать хорошие, плохие и смущающие прикосновения.

При этом следует объяснить, что:

  • хорошие прикосновения всегда приятны, как объятия тех, кого ребенок любит, или как дружеские рукопожатия;
  • плохие прикосновения причиняют вред и оставляют неприятные воспоминания, от которых хочется избавиться и которые могут ранить душу;
  • смущающие прикосновения приводят в смущение, нарушают покой, вызывают непривычное волнение. Ими могут быть прикосновения, которые начинаются как хорошие, а потом причиняют боль.

Например, щекотка, продолжающаяся слишком долго. Или же это могут быть приятные прикосновения, но тех людей, которых ребенок знает недостаточно хорошо, или "тайные" прикосновения, когда кто-то трогает интимные части тела.

Если какие-то прикосновения причиняют боль или смущают его, ребенок должен:

  • громко сказать "нет", глядя прямо в глаза тому, кто это делает;
  • убежать;
  • рассказать обо всем взрослому, которому доверяет.

Ребенку необходимо разъяснить, что, хотя воспитанные дети и должны уважать взрослых, не следует подчиняться каждому взрослому только из-за того, что тот старше и вправе требовать послушания. Иногда это может быть опасно и привести к беде. Личная неприкосновенность является правом каждого человека. Нужно научить ребенка твердо говорить "нет" в случае любого посягательства на его неприкосновенность так же, как его учат закрывать дверь, когда он моется в ванной.

Родители должны поддерживать со своими детьми доверительные отношения.

Для этого необходимо создать такие взаимоотношения в семье, когда ребенок может свободно обсуждать со взрослыми любые проблемы. Важно поддержать право ребенка на отказ обнять или поцеловать взрослого, если он этого не хочет: эти ласки даже со стороны родственника или близкого знакомого семьи могут быть неприятны ребенку. Альтернативой им может стать доброжелательный разговор или рукопожатие как выражение теплых чувств.

От родителей требуется набраться терпения и научиться внимательно слушать детей, когда они рассказывают о событиях своей жизни или о друзьях; задавать ребенку вопросы о его переживаниях, страхах и огорчениях; поощрять ребенка делиться сокровенными переживаниями – это одно из наиболее важных условий, которые помогают избежать беды.

Нужно быть в курсе взаимоотношений ребенка с другими детьми и взрослыми, а секретность, окружающая взаимоотношения малыша или подростка с другими людьми, должна насторожить.

Взаимоотношения с посторонними

Ребенок может попадать в опасные ситуации при контактах с посторонними. В каждой семье должны быть установлены правила безопасности, которые помогут детям избежать беды, когда они остаются дома одни или же находятся вне его:

  • входная дверь должна быть захлопнута и закрыта на замок. Нельзя открывать дверь посторонним, даже если это почтальон, милиционер или водопроводчик;
  • самым безопасным ответом ребенка по телефону, когда он дома один, может быть фраза, что мама и папа заняты, вместо того, чтобы говорить звонящему, что родителей нет дома;
  • несовершеннолетний должен знать, кому из друзей или соседей он может позвонить в отсутствие родителей и взрослых, если он испугается или окажется в критической ситуации;
  • рядом с телефонным аппаратом следует поместить номера телефонов экстренных служб;
  • нужно научить ребенка пользоваться телефоном-автоматом, знать номер домашнего телефона и почтовый адрес;
  • если ребенок регулярно ходит в определенные места (школа, магазин, спортивная секция и т.п.), необходимо вместе с ним выбрать наиболее безопасный маршрут;
  • выручает и использование в семье пароля безопасности. При этом важно выбрать легко запоминающееся слово, которое несовершеннолетний будет использовать в качестве сигнала, что он оказался в опасности и нуждается в помощи и пр.

III. Что должны знать взрослые в случае жестокого обращения с детьми

Педагогические работники при возникновении подозрения на насилие должны:

  1. Постараться поговорить с самим ребенком, внимательно выслушать его. Верьте ребенку, если он Вам открылся, и окажите ему поддержку. Будьте внимательны к ребенку, постарайтесь выяснить причины его эмоциональных и поведенческих особенностей.
  2. В обязательном порядке поговорить с родителями или лицами, их заменяющими.
  3. Обратиться в травмпункт или другое медицинское учреждение для регистрации полученных повреждений.
  4. Подключить к решению проблемы милицию или прокуратуру.
  5. Обратиться в органы опеки и попечительства по месту жительства ребенка.

При возникновении подозрений о возможности насилия над ребенком и первичном контакте с потерпевшим педагогу необходимо, не делая поспешных выводов, предпринять следующие действия. Во-первых, при отсутствии непосредственной угрозы жизни и безопасности ребенка следует незамедлительно и тщательно проверить достоверность предположений. Для этого используются беседы с самим ребенком, его братьями, сестрами и друзьями, соседями, родителями (опекунами, близкими родственниками), наблюдения за внешним видом и поведением несовершеннолетнего, знакомство с условиями проживания несовершеннолетнего дома и т.д. Полученные данные можно заносить в специальный дневник. Во-вторых, подключить к работе психолога, социального педагога, будучи готовым к тому, что виновники насилия, родители или работники образовательного (лечебного, а также любого иного учреждения), не желая выносить "сор из избы", станут всячески отрицать произошедшее.

Предпринятые педагогом действия должны привести к подтверждению или опровержению факта насилия.

Наиболее сложной является ситуация в случае сексуального насилия. Практика свидетельствует, что дети могут обманывать, если речь идет о нарушении половой неприкосновенности, ибо зачастую им угрожает расплата за несоблюдение тайны. Поэтому следует не только защитить ребенка от насильника, но и убедить жертву в ее невиновности. Обеспечивая безопасность пострадавшему, ему надо объяснить, что он имеет право, например, переехать жить на некоторое время в приют, перевестись в другой класс для уменьшения времени общения с определенным лицами и др.

Условиями оказания эффективной помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия, является доверие , а также формирование чувства безопасности.

Прежде чем расспрашивать ребенка о произошедшем насилии, необходимо установить с ним контакт. Создать доверительные отношения. Ребенок будет более откровенным, сообщит больше подробностей, если будет доверять своему собеседнику. Ребенку будет легче рассказывать, если он будет воспринимать специалиста как доброго, заботящегося о нем и внимательного собеседника.

Существуют различные пути, чтобы начать беседу:

  • маленьким детям можно предложить игру и вместе поиграть; через некоторое время можно задать общие вопросы о семье, друзьях и т. д.
  • с более старшими детьми целесообразно поговорить на нейтральные темы: школа, хобби, свободное время, семья.

Трудность заключается в том, что ребенку тяжело выразить словами все то, что с ним произошло. Он точнее и легче выразит это своим поведением, действиями. Менее травматично выразит все в игре.

Если факт жестокого обращения подтвердился и ребенок идет на контакт, то главная цель в беседе с жертвой насилия – это поддержать ребенка, выслушать его и дать выговориться. Нельзя перебивать вопросами, мешать рассказывать о случившемся своими словами, чтобы не создать ощущение давления. Полностью предоставив себя в распоряжение ребенка, взрослый показывает потерпевшему, насколько правильно он поступил, обратившись за помощью. Для получения результата обязательным условием проводимой беседы является сохранение спокойствия, чтобы не напугать ребенка гневом или недоверием, особенно если насильник – близкий родственник или педагог.

Беседуя с ребенком, важно учитывать следующее:

  1. Прежде всего, важно оценить собственное отношение к данной проблеме, к насилию и к сексуальному насилию, в частности. Взрослый, у которого есть собственные проблемы, связанные с сексуальной жизнью, может столкнуться со значительными трудностями в беседе с ребенком, он с трудом вызовет его доверие и в итоге вряд ли сможет ему помочь.
  2. Необходимо обратить внимание на речь ребенка. Часто язык, которым жертва насилия описывает произошедшее, шокирует взрослых, выходит за рамки приличий. Если специалист хочет достигнуть поставленной цели, он должен принять язык ребенка и в разговоре с ним использовать те же слова и названия, которые использует сам ребенок. При беседе с ребенком нельзя давать две противоречивые инструкции одновременно:
    • говори обо всем, что случилось;
    • не говори неприличных слов.
  3. Необходимо собрать информацию о ребенке, его семье, интересах, ситуации насилия. Однако во время беседы с ребенком следует использовать только те сведения, которые сообщает сам ребенок, ни в коем случае не оказывая на него давление намеками на то, что специалист «все знает и так».
  4. Утверждения, вопросы, вербальные и невербальные реакции взрослого должны быть лишены всякого оценочного отношения.
  5. Специалист, который намеревается проводить беседу с жертвой насилия, должен быть готов затратить на это столько времени, сколько потребуется, иногда это может происходить в течение нескольких часов.
  6. Ребенок, как правило, ничего не сообщит о насилии, если беседа с ним будет проходить там, где насилие было совершено. Место, где проводится беседа, должно быть удобным для длительной работы, приятным и комфортным для ребенка.
  7. Речь взрослого, тон его голоса должен быть легким и деловым. Также не следует навязывать ребенку усиленный и непрерывный контакт глазами — это может его напугать. Кроме того, важно чутко откликаться на приемлемую для ребенка дистанцию между взрослым и ребенком.
  8. Необходимо избегать прикосновений и таких форм телесного контакта, как поглаживание руки, трепание по волосам, прижимание к себе, которые дают хороший эффект при установлении контакта в обследованиях и беседах по другим поводам. В случае совершение сексуального насилия это может напугать ребенка.
  9. Во время рассказа ребенка нельзя перебивать, корректировать его высказывания, задавать вопросы, которые предполагают вполне определенные ответы.
  10. Нельзя давать обещаний и говорить ребенку «Все будет хорошо», поскольку воспоминания о насилии и, возможно, судебное разбирательство, вряд ли будут приятны ребенку.
  11. В отдельных случаях необходимо заранее определить, кто будет беседовать с ребенком: мужчина или женщина, это зависит от того, кто был насильником. Если специалист чем-то напоминает насильника, это может значительно осложнить беседу.

Если ребенок сам рассказывает о насилии или же появившиеся у взрослого подозрения в ходе беседы подтверждаются, то педагог (классный руководитель, учитель, воспитатель и др.) в письменной форме оформляет свои наблюдения и передает их директору школы.

В случае возникновения вследствие насилия угрозы жизни и здоровью ребенка, его необходимо срочно направить к врачу (в школьный медпункт, детскую поликлинику, больницу и др.), а также заявить о произошедшем в органы внутренних дел. Кроме того, администрация учреждения образования должна сообщить о фактах насилия в управления (отделы) образования и в комиссии по делам несовершеннолетних местных органов власти.

Для пресечения жестокого обращения с детьми социальный педагог должен тесно сотрудничать с различными структурами. В их число входят представители ОКМДН, отделов внутренних дел, участковые инспекторы милиции, члены неправительственных организаций и др. Социальному педагогу необходимо совместно с участковым или инспектором обследовать жилищно-бытовые и материальные условия проживания семей, где совершается насилие, чтобы выявить тех детей, которые не обеспечены необходимыми условиями воспитания. Если же получены сведения о фактах насилия над детьми, то для получения более полной информации следует направлять запрос в отдел профилактической работы ОВД о наличии в банке данных на этих лиц, за возможные нарушения (привлечение к административной ответственности, наличие судимости и т.д.).

Помимо помощи пострадавшим от насилия большое значение придается предупреждению жестокого обращения с детьми, созданию эффективной системы профилактики, которая предполагает, как минимум два этапа. Первичная профилактика заключается в комплексном воздействии на обе вовлеченные в насилие стороны, т.е. на насильника и жертву. Это воздействие предполагает широкий круг мер, направленных на обеспечение условий для нормального и разностороннего развития личности, создания безопасной и комфортной микросреды: своевременное оказание помощи семьям «группы риска», профилактику алкоголизма и наркомании у лиц из ближайшего окружения несовершеннолетних. Важное значение имеет правильное сексуальное воспитание детей, формирование у них знаний о взаимоотношениях полов, об общественно приемлемых и безопасных формах поведения в различных ситуациях.

На этапе первичной профилактики в школах и других детских учреждениях проводятся разъяснительные беседы, направленные на выработку у детей стратегии деятельности в угрожающих жизни ситуациях, и тренинги по формированию навыков безопасного поведения. Большое внимание уделяется предупреждению противоправных действий окружающих, например, детей учат не открывать дверь квартиры посторонним, не входить с ними в подъезд и лифт и не знакомиться, не поддаваться уговорам и т.д. Одновременно на стендах в рекреациях образовательных, медицинских и иных воспитательных учреждений размещается информация об адресах и контактных телефонах лиц и организаций, оказывающих помощь и поддержку несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении. На этом же этапе проводятся мероприятия, способствующие изменению асоциального образа жизни молодежных и подростковых группировок, вплоть до привлечения их лидеров к юридической ответственности за вовлечение несовершеннолетних в антиобщественную деятельность, проституцию и т.д. Вместе с тем следует создавать подростковые клубы и иные объединения для проведения полноценного досуга, развития интересов и коммуникативных способностей молодежи. Все это приводит к снижению вероятности проявления актов насилия в общественных местах (дискотеках, кафе и пр.), учебных заведениях и т.д.

Вторичная профилактика заключается в оказании медико-психоло-педагогической помощи пострадавшим от насилия для нивелирования возникших психических расстройств, предупреждения суицидальных попыток и вторичной виктимизации. Последняя особенно часто наблюдается у подростков, среди которых распространен миф о доступности жертв, в силу чего возможны повторные посягательства на неприкосновенность. В таких случаях большое значение приобретает юридическая помощь потерпевшим, предоставляемая в правоохранительных органах и в центрах, оказывающих реабилитационную поддержку. В этих учреждениях, кроме юристов, как правило, работают различные специалисты: социальный педагог, психолог, психоневролог, нейропсихолог, логопед и др.

Участие работников местных органов власти необходимо в тех случаях, когда из-за жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка его безнадзорность приобретает хронический характер, а состояние физического и психического здоровья внушает серьезные опасения. Пошатнувшийся, а то и разрушенный статус подростка в учебном учреждении и в семье вызывает ощущение ненужности, заброшенности, что способствует развитию девиантного поведения в виде бродяжничества, алкоголизма, наркомании, клептомании, аутоагрессии и пр. Однако при оказании помощи такому ребенку необходимо избегать "эффекта маятника", когда внимание фокусируется то на ребенке, то на всей семье. Необходимо одновременно держать в центре внимания и жертву жестокости, и его ближайшее окружение, планируя комплекс мероприятий.

Работники учреждений первичного звена здравоохранения (педиатры, терапевты, хирурги, акушеры-гинекологи, семейные врачи, психиатры, персонал скорой медицинской помощи, социальные работники и другие специалисты) должны обладать специальными знаниями и навыками, необходимыми для распознавания признаков жестокого обращения с детьми, оценки состояния и физического развития детей.

Оценка состояния детей - жертв физического насилия должна включать: анамнез; данные физического обследования; протокол рентгеновского исследования; исследование системы свертывания крови; цветные фотографии; данные обследования братьев и сестер; официальное медицинское заключение; характеристику поведения пострадавшего; оценку развития ребенка.

Особое значение в этих случаях придается медико-социальному патронажу, выполняемому работниками детских поликлиник.

Осмотр ребенка по любому поводу (при обращении родителей, профилактический осмотр и другие), требует от врача настороженности в отношении рассматриваемой проблемы, поскольку предоставляется реальная возможность даже при отсутствии жалоб увидеть первые признаки насилия.

В случае возникновения подозрения на унижение ребенка в семье, жестокое обращение с ним врач обязан незамедлительно прежде всего:

  • поставить в известность о своих предположениях службу защиты детей;
  • обеспечить госпитализацию каждого ребенка, подвергшегося жестокости и нуждающегося в защите, на период первичного обследования;
  • проинформировать родителей о диагнозе;
  • сообщить правоохранительным службам о полученных ребенком травмах.

Таким образом, прервать насилие и жестокое обращение с детьми и подростками способны следующие меры:

  • обучение будущих родителей методам ненасильственной педагогики и оказание психолого-педагогической помощи нуждающимся в этом семьям. Следует побуждать взрослых внимательно относиться к потребностям детей, при необходимости проводя коррекцию завышенных ожиданий и снижая потолок требований родителей, моделировать позитивные подходы к ребенку предлагая варианты решения возникающих проблем;
  • систематическое освещение в средствах массовой информации проблемы насилия над детьми с целью воздействия на общественное мнение и трансформации стереотипов воспитания;
  • разработка действенной процедуры и реального механизма защиты прав и интересов ребенка по личному обращению;
  • создание системы взаимодействия учреждений здравоохранения, образования, органов внутренних дел и социальной защиты населения для оказания помощи детям, страдающим от семейного насилия;
  • усиление контроля за выявлением и учетом детей школьного возраста, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в общеобразовательных учреждениях;
  • формирование безопасной образовательной среды, в том числе посредством стимулирования педагогических работников к переосмыслению профессиональных и личностных ценностей, а также оказания психологической и иной поддержки педагогам, испытавшим ранее жестокое обращение, во избежание превращения их в агрессоров по отношению к учащимся;
  • активное внедрение в школьную практику новейших педагогических технологий, психологических тренингов, ориентированных на организацию совместной деятельности школьников и взрослых, способной изменить систему сложившихся взаимоотношений;
  • ормирование у детей правовой грамотности в отношении преступлений против личности, расширение социально-психологической компетентности.
  • обучение несовершеннолетних безопасному поведению в целях защиты от агрессии окружающих, а также для налаживания партнерских отношений со сверстниками и в будущей собственной семье.

Приложение 1

Советы для самых маленьких

Уважаемые родители, постарайтесь не пугать Вашего ребенка, но добейтесь того чтобы он твердо запомнил следующие правила:

  • Никогда не садись в автомобиль с незнакомым человеком. Если кто – то об этом просит – немедленно расскажи родителям
  • Всегда играй в компании друзей
  • Никогда не принимай подарки (сладости) от незнакомцев без разрешения старших.
  • Никогда не соглашайся, куда-либо идти в сопровождении незнакомых людей
  • Кричи со всей силы, если кто-то хочет тебя заставить сесть в автомобиль или куда-то идти
  • Запомни свой адрес и номер телефона (включая код города), телефон 102
  • Всегда носи с собой список рабочих телефонов родителей
  • Запомни секретный пароль, и соглашайся идти только с людьми, которые знают пароль
  • Никогда не позволяй кому-то прикасаться к тебе. Сразу расскажи старшим, если это случилось
  • Помни, что твои родители любят тебя и никогда не накажут за сообщение правды
  • В случае нападения беги к зданию с вывеской

Советы для детей младших классов

  • Всегда сообщай родителям, куда ты идешь
  • Всегда гуляй в компании друзей
  • Не ходи с друзьями в безлюдные места ночью
  • Не принимай подарков от незнакомцев
  • Если кто-то предлагает сопровождать тебя – спроси разрешения у родителей
  • Если испугался – беги к людям
  • Ни с кем не обсуждай своих проблем, как бы плохо тебе не было
  • Не открывай никому дверь и не отвечай на вопросы через дверь
  • Если кто–то пытается ворваться в квартиру, звони в милицию а затем открой окно и кричи, зови на помощь
  • Если люди в автомобиле спрашивают тебя, как куда-нибудь доехать, – не подходи близко и ни в коем случае не соглашайся сопроводить их даже если тебе по пути
  • Никто не имеет право прикасаться к тебе. Не стесняйся сказать это тому, кто это попробует сделать
  • Если кто-то испугал тебя, сразу иди в безопасное место, туда где много людей
  • Всегда настаивай на получении разрешения от родителей, если тебя куда-нибудь приглашают

Советы для подростков

  • НЕ УБЕГАЙ ИЗ ДОМА! Если жизнь дома невыносима, поговори с преподавателем, или кем-то кого ты уважаешь. Как только ты убежишь из дома ты окажешься в руках людей, которые попробуют использовать тебя в наркобизнесе, порнографии или проституции
  • Будь очень осторожен с людьми, предлагающими свою дружбу. Помни, что, когда ты чувствуешь себя одиноким или угнетенным, вы – простая цель для негодяя, который притворно будет заботиться о тебе
  • Никогда не принимай приглашения в безлюдные или неизвестные места. Будь осторожен с людьми, предлагающими тебе работу со слишком хорошей оплатой. Если хочешь подработать, найди работу через знакомых.
  • Никогда не соглашайся, чтобы тебя фотографировали незнакомые люди, даже если они обещают сделать тебя знаменитым и говорят, что все знаменитости так начинали
  • Никогда не садись в автомобиль с незнакомцами
  • Гуляй в группах или с другом
  • Всегда сообщай родителям, где Вы с друзьями собираетесь быть, и сообщай им об изменении планов
  • Никто не имеет право прикасаться к тебе без твоего согласия. Не стесняйся сказать это тому, кто это попробует сделать
  • Доверься интуиции, если тебе страшно, значит, на это есть причины

Памятка (подростку).

Если вы не хотите стать жертвой насилия, соблюдайте несколько правил:

  1. Собираясь провести вечер в незнакомой компании, возьмите с собой приятеля, в котором вы уверены.
  2. В начале вечеринки предупредите всех, что не уйдете не попрощавшись. Если вы покидаете компанию с кем-то, то скажите друзьям, с кем.
  3. Доверяйте своей интуиции. Если вы ощущаете психологический дискомфорт, то это может быть потому, что вы не чувствуете себя в безопасности.
  4. Установите для себя четкие пределы: чего вы хотите, а чего не позволите.
  5. Сохраняйте способность принимать ясные решения и правильно реагировать в любой ситуации.
  6. Ведите себя уверенно. Вы имеете право думать и заботиться о себе, даже если этим вы можете задеть чувство другого.
  7. Если есть возможность, чтобы вас встретили или забрали с вечеринки, то воспользуйтесь ею (это придаст вам большей уверенности, и вы сможете лучше контролировать свои действия). Не пользуйтесь в одиночку услугами частного транспорта. В этом случае попросите провожающего запомнить или записать номер автомашины.
  8. Нет совершенно верных способов защиты от потенциального сексуального насилия. Но существуют тревожные для вас знаки, которые могут насторожить, например неуважение к человеку, нарушение его личного пространства. Будьте осторожны, если кто-то: находится к вам слишком близко и получает удовольствие от дискомфорта, который вы в связи с этим испытываете; пристально смотрит на вас и демонстративно разглядывает; не слушает того, что вы говорите, и игнорирует ваши чувства; ведет себя с вами как хороший знакомый, хотя это не так. Обращая внимание на знаки подобного рода, вы можете уменьшить риск подвергнуться насилию не только на вечеринке, но и в других местах. Такая ситуация может сложиться, когда вы встречаетесь с кем-то впервые, идете в кино или на дискотеку, находитесь в компании друзей или знакомых.
  9. Если вы находитесь с кем-то, кто заставляет вас чувствовать себя дискомфортно, кто игнорирует ваши чувства или выказывает неуважение к вам каким-то другим способом, лучше немедленно прервать отношения с этим человеком.

Приложения 2

Памятка родителям

Прежде чем применить физическое наказание к ребенку, остановитесь!

Физические наказания:

  1. Преподают ребенку урок насилия
  2. Они нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок - что он любим
  3. В них содержится ложь: притворяясь, будто решают педагогические задачи, родители, таким образом, срывают на ребенке свой гнев. Взрослый бьет ребенка только потому, что его самого били в детстве
  4. Физические наказания учат ребенка принимать на веру противоречивые доказательства: "Я бью тебя для твоего собственного блага". Мозг ребенка хранит эту информацию
  5. Они вызывают гнев и желание отомстить, желание это остается вытесненным, и проявляется только позже.
  6. Они разрушают восприимчивость к собственному страданию и сострадание к другим, ограничивая, таким образом, способность ребенка познавать себя и мир

Какой урок из этого выносит ребенок?

  1. Ребенок не заслуживает уважения
  2. Хорошему можно научиться посредством наказания (оно обычно учит ребенка желанию наказывать, в свою очередь других)
  3. Страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать (это опасно для иммунной системы)
  4. Насилие - это проявление любви (на этой почве вырастают многие извращения)
  5. Отрицание чувств - нормальное здоровое явление
  6. От взрослых нет защиты

Каким образом проявляется вытесненный гнев у детей?

  1. Насмешками над слабыми и беззащитными
  2. Драками с одноклассниками
  3. Унижением девочек, символизирующих мать
  4. Плохим отношением к учителю
  5. Выбором телепередач и видеоигр, дающих возможность заново испытать вытесненные чувства ярости и гнева

Советы родителям

  1. ПОДАВАЙТЕ ХОРОШИЙ ПРИМЕР. Угрозы, а также битье, психическое давление, оскорбления и т.п. редко улучшают ситуацию. Ваш ребенок берет за образец Ваше поведение и будет учиться у Вас как справляться с гневом без применения силы. Установите границы. Ограничения учат самодисциплине и тому, как контролировать взаимные эмоции, базируясь на ненасилии.
  2. СТАНЬТЕ ЧАСТЫМ ПОСЕТИТЕЛЕМ ШКОЛЫ. Если у Вашего ребенка возникли проблемы, вызывающие у него депрессию и приводящие к возникновению низкой самооценки, идите в школу. Персонал школы существует для того, чтобы помогать детям учиться и преуспевать.
  3. ГОВОРИТЕ ДЕТЯМ О НАСИЛИИ, КОТОРОЕ ПОКАЗЫВАЮТ ПО ТЕЛЕВИЗОРУ, а не просто выключайте телевизор. Объясните им, что в большинстве своем насилие, показываемое в фильмах - это продукт, созданный для того, чтобы развлекать, возбуждать, держать зрителя в напряжении. И что это совсем не означает, что такую модель поведения нужно применять в своей жизни.
  4. НЕЛЬЗЯ НЕДООЦЕНИВАТЬ ВАЖНОСТЬ СЛОВ "Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ". Дети любого возраста нуждаются в одобрении, поцелуях, объятиях, дружеских похлопываниях по плечу. Они хотят слышать " Я горжусь тобой!"
  5. ГОВОРИТЕ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ О НАСИЛИИ. Поощряйте их желание говорить с Вами о своих страхах, о своем гневе и печали. Родители должны слышать тревоги своих детей, разделять их интересы и чувства, а также давать хорошие советы. Наблюдайте как Ваши дети общаются.
  6. Если же ребенок подвергся насилию, постарайтесь воспротивиться желанию осудить или оправдать то, что произошло. Воспользуйтесь временем, чтобы выяснить обстоятельства, затем решите, как Вы сможете своей поддержкой предотвратить дальнейшее насилие.
  7. Если Вы или кто-либо из Вашей семьи чувствует одиночество, нелюбовь, безнадежность или у Вас проблемы с наркотиками или алкоголем - ищите помощь. Считается, что более половины всех насильственных действий совершается употребляющими алкоголь или наркотики.

КАК ЗАЩИТИТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА

  1. Научите вашего ребенка, что он имеет право сказать "Нет" любому взрослому, если почувствует исходящую от него опасность
  2. Научите своего ребенка громко кричать "Это не моя мама!" (или "Это не мой папа!"), если кто-то попытается схватить его. Это привлечет внимание окружающих и отпугнет преступника
  3. Научите вашего ребенка сообщать вам, куда он идет, когда собирается вернуться и звонить по телефону, если неожиданно планы поменяются
  4. Старайтесь сами забирать ребенка из детского сада или школы. Если за ним придет кто-то другой, предупредите об этом заранее воспитателя или школьного учителя
  5. Придумайте пароль для вашего ребенка и научите его никогда не садиться в машину к незнакомому человеку и никуда не уходить с ним, если он не знает пароль
  6. Убедите вашего ребенка в том, что гулять в компании друзей гораздо безопаснее, чем одному, особенно в позднее время. Преступника всегда привлекает одиноко гуляющий ребенок
  7. Научите вашего ребенка пользоваться телефоном-автоматом (включая международный). Номера домашнего телефона и телефонов служб помощи он должен знать наизусть
  8. Фотографируйте вашего ребенка не реже одного раза в год, а имеющееся у вас описание внешности и особых примет ребенка поможет вам в том случае, если он потеряется или будет похищен
  9. Будьте такими родителями, которым ребенок сможет рассказать обо всем, что с ним случится. Ребенок должен быть уверен в том, что вы всегда будете любить его и никогда не перестанете искать, если он потеряется или будет похищен

Рекомендации психолога родителям: беременность у несовершеннолетних

На первый взгляд кажется, что проблема ранней беременности уже не стоит перед нашим обществом. Подростки считаются достаточно осведомленными, а средства контрацепции продаются в любой аптеке. Но на самом деле ранняя беременность встречается намного чаще, просто о таких случаях не говорят по новостям, родственники о них не распространяются, и даже наоборот, стараются скрыть все последствия. Всегда сложно рассуждать на подобные темы, так как пока не коснешься этого лично, прочувствовать каждый аспект этого вопроса не удастся.

Юными могут быть названы беременные, не достигшие половой зрелости, их паспортный возраст колеблется от 12 до 17 лет.

Распространённость беременности у юных варьирует от 12 на 1000 женщин в возрасте 15–19 лет в развитых странах, до 102 на 1000 — в России. «Вынужденное подростковое материнство», характерное в течение длительного времени для различных стран мира (до 15 млн ежегодно), стало типичным и для России: сегодня 14–15% всех родов происходят у матерей 15–19 лет. Примерно 30% подростковых беременностей заканчиваются абортами, 56% — родами и 14% — выкидышами.

Ежегодно в возрасте 15 лет рожают около 1,5 тыс. матерей, 9 тыс. — в 16 лет и свыше 30 тыс. — до достижения 17 лет. Внебрачная рождаемость в группе юных женщин составляет 60,7–68,7%; среди матерей, отказывающихся от своих детей, несовершеннолетних от 52,3 до 63,8%. В социальной структуре юных матерей значительная доля (72%) принадлежит домохозяйкам и учащимся ПТУ и школ. Около 13% матерей подростков курят и употребляют алкоголь.

Факторы, влияющие на уровень подростковой беременности:

  • высокий уровень сексуальной активности;
  • сексуальное или физическое насилие, насилие в семье;
  • бедность;
  • приемлемость рождения детей в подростковом возрасте в семье и окружении подростка;
  • психологические и поведенческие факторы, сниженная познавательная способность,
  • ограниченная способность планировать будущее или предвидеть последствия своих действий, а также чувство собственной неуязвимости;
  • нежелание использовать контрацептивы (личные мотивы или причины, связанные с половым партнером);
  • преднамеренная беременность как единственный ритуал перехода во взрослое состояние;
  • недоступность или низкое качество медицинской помощи в сфере планирования семьи.

На заметку родителям!

Следует сказать, что никогда не бывает единственной причины возникновения беременности у несовершеннолетней девушки. На это влияет сразу несколько факторов, и винить надо не подростка, а сложившиеся обстоятельства.

В настоящее время половое созревание, а следовательно и сексуальное желание, появляется у детей достаточно рано. Поэтому родители должны вести серьезную психологическую подготовку своего ребенка к началу половой жизни, причем делать это надо заранее, а не тогда когда секс уже играет значительную роль в его жизни.

Принято считать, что ранняя беременность в России возникает чаще в неблагополучных семьях. Но в настоящее время это не так. Раньше подобная тенденция наблюдалась, потому что дети из асоциальных семей были предоставлены сами себе. Но сейчас имеется некоторый социальный дисбаланс, и наличие финансового достатка не делает детей более защищенными. Даже наоборот, из-за материальных возможностей они становятся менее благоразумными, особенно, при недостатке внимания со стороны родителей.

Грамотные психологи, рассматривая проблемы ранней беременности, считают, что основную вину надо возлагать именно на родителей. Их некорректное поведение является основной причиной того, что дети становятся неподготовленными к половой жизни. Если между матерью и дочерью не существует откровенных отношений (из-за занятости, отсутствия привязанности к ребенку, асоциального поведения или наоборот, из-за слишком сильной опеки), то вероятность возникновения ранней беременности в такой семье очень велика.

Многие родители предпочитают не вникать в основы сексуального воспитания своих детей. Они возлагают эту ответственность на средства массовой информации и интернет. Приобретение книг и средств контрацепции детям не снижает риск беременности, так как в первую очередь надо привить им желание пользоваться подобными методами для сохранения своего здоровья и социальных возможностей. Поэтому ранняя беременность в подростковом возрасте чаще является следствием неправильного полового воспитания

Проблемы ранней беременности

Ответственность за возникновение ранней беременности нельзя складывать только на молодую девушку, хотя большая часть общества так себя и ведет. Будущий отец, родители, учителя и многие другие также должны понимать и осознавать в полной мере все происходящее. Основная проблема ранней беременности – это психологическая. Будущая мать часто не знает с кем поделиться своими переживаниями, скрывает беременность до большого срока, избегает разговоров с родителями или гинекологом. Эта реакция связана с тем, что взрослые всегда негативно воспринимают фразу «я беременная» от своих молодых дочерей.

С одной стороны, реакция оправдана. С другой стороны, гневом и упреками ничего не решить. С самого начала надо приучать своих детей к доверию, так как они должны сообщать о случившихся проблемах своевременно, а не с опозданием на девять месяцев. Принимать решение надо всей семьей, но в тоже время давить на дочь нельзя ни в коем случае. Ранняя беременность несовершеннолетних, закончившаяся абортом, может привести к бесплодию. В будущем девушка может сильно пострадать из-за случившегося.

Также не стоит забывать про проблему здоровья девушки-подростка, которая планирует стать будущей матерью. Женщина может забеременеть с того момента, как у неё началась менструация. Даже если это произошло в 11 лет. Поэтому ранняя беременность условно делится на возраст от 11 до 15 лет, и от 15 до 18 лет. Если речь идет о беременности ребенка (то есть до 15 лет), то организм еще не готов к вынашиванию плода с физиологической точки зрения. Конечно, после 15 лет девушка уже более готова к беременности и родам, но и для неё это будет большой стресс.

Зачать малыша достаточно легко, вот выносить – это дело серьезное. Во время беременности увеличивается потребление белков, жиров и углеводов, возникает недостаток витаминов и минералов. Все перечисленные элементы расходуются большими темпами, так как они нужны для развития плода. Но они также нужны и девочке-подростку, которая находится в периоде активного роста. Поэтому возникают различные осложнения беременности, связанные с нарушением естественных обменных процессов. Ранняя беременность и роды - это отдельный разговор, так как психо – эмоциональный стресс и физическая нагрузка в этот момент крайне серьезные. Поэтому пережить роды девушке с неустойчивой нервной системой намного тяжелее, чем женщине созревшей.

Социальная проблема ранней беременности заключается в том, что девушка чаще всего лишает себя возможности получить образование, найти хорошую работу и создать карьеру. Ранняя беременность и её последствия предсказать тяжело. Не каждый молодой человек стремится стать отцом, поэтому зачастую она остается одна (хорошо, если родители будут помогать, но это возможно не всегда). В будущем начинается порочный круг – нет образования, нет работы, нет денег на содержание малыша. Перечисленное приводит к неблагополучной обстановке, что может закончиться передачей ребенка в детский дом. Это самый плохой конец, но к несчастью, и самый частый результат ранней беременности.

Итог ранней беременности

Основное решение должна принимать беременная девушка, но родители и будущий отец должны активно участвовать в обсуждении. Она не должна ощущать упреки или осуждение, но в тоже время надо полностью изложить все факты и перспективы. Хорошо, если удается получить полноценную консультацию гинеколога и психолога. Медико-социальный аспект очень важен в данном случае. Статистика ранней беременности подтверждает, что чаще всего она заканчивается абортами (70%). Также часть беременностей приводит к родам (15%), а часть прекращается из-за неудачного выкидыша. Выбор перед девушкой предстоит очень сложный, поэтому лучше подойти к этому вопросу как можно серьезнее.

Профилактика ранней беременности

>

Предотвратить проблему всегда проще, чем потом её решать. Поэтому всем родителям, имеющим детей в периоде полового созревания, надо помнить про возможность ранней беременности при отсутствии адекватного сексуального воспитания со стороны родителей. Поэтому в основе профилактики ранней беременности лежит не использование средств контрацепции, а объяснение подростку возможности беременности, механизмов её возникновения и тех перемен, которые произойдут в таком случае. Тогда несовершеннолетние будут понимать, почему необходимо использовать средства защиты от нежелательной беременности.

Женщина может забеременеть после полового созревания, особенно, если она ведет регулярную половую жизнь. Поэтому подросткам следует быть очень аккуратными, так как зачатие может произойти даже после одного незащищенного полового акта. Ранняя беременность – что делать? На этот вопрос ответить крайне тяжело, так как каждый случай надо рассматривать в индивидуальном порядке. Но перед тем как принять решение, надо взвесить все моменты, выслушать мнение старшего поколения и пройти консультацию доктора. Главное, в таких случаях не терять контакт с детьми и не предпринимать радикальных мер самостоятельно.

Психологические особенности, связанные с ранней беременностью

Узнав о беременности, молодые девочки испытывают шок и пребывают в панике. Обычной реакцией является чувство вины, гнев и нежелание признать случившееся. Это приводит к опасным последствиям.

Зачастую, беременным девочкам не с кем поделиться своими переживаниями, они замыкаются в себе, часто бывают подавлены, ощущают вину и страх. Это неудивительно, ведь происходит резкий переход из детства во взрослую жизнь, девочка сталкивается с первым серьезным решением в своей жизни. Причем принять важное решение нужно ей самой, молодые отцы, обычно, сразу перестают быть «крутыми парнями» и предпочитают уйти в сторону.

Сохранять ли раннюю беременность?

Несовершеннолетний возраст сам по себе показанием к прерыванию беременности не является. Это должны понимать как родители, так и сама юная беременная.

Если Вы рано забеременели:

  1. Постарайтесь успокоиться;
  2. Посетите врача-гинеколога;
  3. Признайте, что «это» случилось и само не пройдет;
  4. Сообщите о беременности отцу ребенка;
  5. Сообщите о беременности родителям;
  6. Обдумайте все «за» и «против» и примите решение, сохранять ли беременность.

Если Ваша дочь рано забеременела:

  1. Успокойтесь – девочке сейчас тяжелее, чем Вам;
  2. Не идите на конфликт с дочерью. Если дочь сообщила о ранней беременности именно Вам, а не посторонним людям – это знак доверия и просьба о помощи. Ругаться и обвинять ее в безрассудстве уже поздно.
  3. Адекватно оцените ситуацию. Например, если у девочки нет противопоказаний к сохранению беременности, отец ребенка желает создать семью, материальное положение позволяет, и оба будущих родителя психологически готовы к появлению ребенка, нет смысла требовать прерывания беременности.
  4. Помогите девочке принять решение относительно ранней беременности;
  5. Поддержите свою дочь независимо от принятого ею решения.

Профилактика ранней беременности

Профилактика ранней беременности должна проводиться родителями заранее, задолго до того, как появляется возможность ее наступления.

  1. Установите доверительные отношения с ребенком-подростком, включающие откровенные разговоры на «запретные» темы. Начиная с 11-12 лет ребенку (не зависимо от пола) нужно рассказывать об отношениях полов, средствах предупреждения нежелательной беременности, о том, что существуют заболевания, передающиеся половым путем, к чему они могут привести. И, конечно же, какие последствия для здоровья и дальнейшей жизни может иметь рождение нежеланного ребенка.
  2. Предоставление разнообразной и полной информации о методах контрацепции. Расскажите и покажите наиболее оптимальные варианты противозачаточных средств. Объясните, что нужно соблюдать гигиену после каждого полового акта, во избежание нежелательной ранней беременности и половых заболеваний.
  3. Подавайте личный положительный пример.

Если Вы сами бесконечно меняете партнеров и ведете беспорядочную половую жизнь, то вряд ли Ваш ребенок будет вести себя иначе, ведь он, прежде всего, повторяет за Вами.

Эти рекомендации касаются обоих родителей, и относятся к детям любого пола. Ведь ответственность несут оба подростка, а не только девочка. И это должны понимать родители мальчиков.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

Газета для родителей школы-лицея №4


Расходы ОО «Камкорлык» за 2014 год

Статьи расходов Сумма за год
Хозяйственные расходы (лампы, горшки, подставки для цветов, жалюзи, смесители, леска для косилки, замки, сердцевины к замкам, саморезы, дюбеля, краска для покраски забора) 241876
Приобретение краски, эмульсии, кистей, растворителя, валиков и т.д. для ремонта туалетов, коридоров, спортзала, лестниц, актового зала, столовой; кабинетов, где нет классных руководителей 390475
Содержание компьютерных классов (колонки, прошивка картриджа) 8140
Зарплата бухгалтера, кассира 253920
Соцналог 13716
Соцотчисления 11424
Новый год (оформление, призы и т.д.) 29631
Проведение школьных праздников и мероприятий (призы, оформление, прокат костюмов) 92783
Канцтовары 59554
Медикаменты 4165
Участие в НОУ, олимпиадах, конкурсах 29047
Проведение уроков химии 8815
Курсы повышения квалификации (оплата 50% стоимости курсов) 29500
Услуги банка 14510
Участие в спортивных соревнованиях 9260
Прочие расходы (услуги почты по отправке писем 1315 тенге, питание учащихся на областной олимпиаде 10850 тенге, бланки 1360 тенге, транспортные услуги по доставке учебников 2000 тенге, командировка в г. Костанай (экономический суд) 1852 тенге, нотариальное заверение документов 8744 тенге, питание учащихся на военно-полевых сборах 20000 тенге, изготовление грамот 2900 тенге, магнитола (211 каб) 6650 тенге, подписка на журналы для учащихся 9529 тенге, поздравление учителей на августовской конференции (цветы) 5000 тенге, пошив костюмов (платье и жилет – 2 комплекта) 44732) 114932
Итого 1311748

Собрано за 2014 г. 1 290 390 тенге

В 2014 году следующие классы получили 15% от сданной суммы в фонд класса за досрочную сдачу родительских взносов (до 01.01.2015г.):
1а, 1б, 1м1, 1м2,1м3, 2м1, 3м1, 4м1, 7м1, 10м1.
Спасибо!

Председатель ОО «Камкорлык» ______________ Бобырь И.А.

Уважаемые родители, просим написать предложения, замечания и пожелания по улучшению работы школы (свои пожелания передать классному руководителю)


Я, Лихтарова Наталья Семёновна, хочу поблагодарить коллектив учителей и родителей школы-лицея №4 за оказание финансовой помощи для лечения моего сына Щура Дмитрия, ученика 8 м4 класса, которому 29.09.2014 года был поставлен диагноз «Острый лимфобластный лейкоз. Период клинико-гематологической ремиссии».

Благодаря Вашей финансовой помощи я нахожусь рядом с моим сыном на протяжении всего курса лечения в АО «ННИЦМД» в отделении онкологии г. Астана.

Спасибо, добрые люди!

22.02.2015г.


Шпаргалка для вас, уважаемые родители!

Организация работы по профилактике неадекватного поведения

Уважаемые учащиеся, родители и учителя!!!

  • Если Вы хотите найти выход из проблемной ситуации
  • Если Вы хотите преодолеть психологические трудности
  • Если Вы не можете разобраться в себе и своих чувствах
  • Если Вы не можете справиться с чувством тревоги
  • Если Вам кажется, что окружающие Вас не понимают
  • Если есть много вопросов, а ответов на них нет, но вы хотите

Можно узнать мнение педагогов-психологов:

  • Руденко Олеси Николаевны: кабинет 219, тел. 9-43-81;
  • Чаплыгиной Раисы Анатольевны: кабинет 219, тел. 9-43-81;
  • Пивовар Ульяна Александровны, социального педагога, кабинет на 1 этаже. 9-82-60
  • Телефон доверия 9-82-60

Как добиться успеха в воспитании своих детей

  • Дети учатся тому, чему их учат.
  • Пытаясь воспитать у детей определенные душевные качества, нужно помнить, что родительский пример в этом деле незаменим.
  • Большинство из тех благородных моральных качеств, которые мы хотели бы видеть в наших детях, должны быть частью ежедневной жизни.
  • Нельзя наказывать ребенка, не уяснив, каковы были его намерения.
  • Не существует менее эффективного средства воспитания, нежели раздражение и гнев. Давая волю своему гневу, взрослые теряют уважение детей.
  • Помните, что некоторые вещи в жизни важнее, чем успехи в учебе. Одна из них – самооценка человека, его отношение к себе.
  • Во многих случаях компромисс и переговоры – лучшие формы взаимоотношений между родителями и детьми.

Инструкция «Как вести себя при встрече со стаей бездомных собак?»

собаки

Как избежать нападения

  • не беспокоить животных в местах их обитания;
  • не отнимать и не трогать пищу;
  • не загонять животное в угол, чтобы не провоцировать агрессию безысходности;
  • не трогать щенных или беременных самок;
  • не производить резких движений и криков;
  • не будите спящую собаку внезапно для нее;
  • не пугать собак и не бросать в них камни;
  • не предлагать собаке пищу, особенно из рук;
  • не пытаться погладить незнакомое животное.

Как понять, что собака собирается напасть

  • нервное подергивание хвоста;
  • направленные вперед уши;
  • ощетинившаяся спина;
  • напружиненные лапы;
  • ворчание или предупреждающий рык.

Как нападают собаки

  1. Спереди. Уворачиваются от ударов обороняющегося и стараются обойти его сбоку/сзади. После чего кусают за руку, за ногу и т.д.
  2. Сзади (догоняя). Тяжелая собака обычно хватает человека за торс зубами и валит на землю. Средняя собака сбивает человека с ног, прыгая всеми четырьмя лапами на него и ударяя в область поясницы.
  3. Легкие собаки запрыгивают на спину и стараются вцепиться в плечо или шею и повиснуть на человеке.

Самозащита

Когда собака начала атаку - пытаться «взять на испуг» уже поздно. Надо защищаться.

Уязвимые точки собак:

  • кончик носа, переносица, глаза и ноздри (нюх);
  • затылочная часть и темечко за ушами;
  • солнечное сплетение, ребра, суставы лап и копчик;
  • слизистые оболочки и гениталии.

ЗАПОМНИТЕ!

Взгляд собаки всегда направлен в место, которое она хочет укусить.

При нападении собаки:

  • Не убегайте – собака примет вас за дичь и начнет охоту. Лучше всего застыть, не поднимая рук и предметов над головой. По возможности прижимаясь спиной к стене или дереву и стараясь не упасть.
  • Твердо отдайте несколько команд: «СТОЯТЬ», «МЕСТО», «ФУ» или «ЛЕЖАТЬ» - это может привести собаку в растерянность.
  • Принимайте нападение собаки, стоя не лицом к ней, а немного развернувшись боком.
  • Защитите горло: прижмите подбородок к шее, выставьте вперед руку и подставьте под ее пасть сумку, свернутую куртку, обувь.
  • В момент прыжка постарайтесь сбить собаку с ног сильным и быстрым ударом в область лопатки, в шею или грудь.
  • Подручными средствами могут быть: палки, камни, сумка или зонтик – крепко держите их перед собой и дайте собаке вцепиться в этот момент.
  • Не опуская свое средство защиты, не спуская глаз с собаки, медленно отступайте к укрытию: забору или стене дома.
  • Правила поведения при встрече со стаей бездомных собак
  • Рядом с уличной стаей опасно кричать, размахивать руками, нести мясные продукты и отмахиваться от особо навязчивых псов.
  • Избегайте собачьих стай при утренних пробежках и катании на велосипеде. Иногда достаточно остановиться, чтобы собаки прекратили нападение.
  • Старайтесь не подходить со своей собакой близко к уличным стаям.
  • Приобретите электрошокер. Собак отпугивает даже звук шокера. Не поможет треск – приложите к зверю разрядник.

ЗАПОМНИТЕ!

Не очень эффективно бить собаку палкой или отгонять камнями. Это может скорее разозлить, чем испугать.

Если все же покусали

  1. Сразу промойте рану подручными дезинфицирующими средствами или водой.
  2. Отправляйтесь к врачу.

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

КГУ "Школа-лицей №4 акимата города Рудного",

Казахстан, Костанайская область,
город Рудный, ул. 50 лет Октября, 76. 

Телефон: (8-71431)94381, 55937.
Факс: (8-71431)92433.
Электронная почта: lyceum_school4@mail.ru 

ВАКАНСИИ

В настоящий момент школа нуждается в следующих специалистах: нет вакансий

Получить подробную информацию можно по телефону 8(71431)91283.