Министерство образования и науки Республики Казахстан
Республиканский научно-практический центр проблем 12-летнего образования
Астана, 2006
В рамках эксперимента по совершенствованию структуры и содержания 12-летнего обучения для более эффективного решения задач, стоящих перед образованием происходит введение новой системы оценивания учебных достижений школьников, которая позволила бы сделать процесс оценки более гуманным и личностно - ориентированным. Изменение формы оценивания учебных достижений является очень важным, поскольку в настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что оценивание оказывают решающее влияние на процесс обучения, который ему предшествует.
Новая система оценивания учебных достижений учащегося предполагает введение безотметочного оценивания в 1-2 классах, частичного использования 12-балльной шкалы отметок в 3-5 классах и применение 12-балльной шкалы отметок в 6-12 классах общеобразовательных школ. Введение отметок в 3-5 классах для оценивания уровней учебных достижений учащихся по некоторым предметам, обеспечивает мягкий, поступательный переход к многопредметному обучению и дальнейшему 12-балльному оцениванию по всем предметам.
Данные методические рекомендации относятся к первому этапу оценивания учебных достижений учащихся в 12-летней школе.
Основным подходом к организации безотметочного обучения в 1-2 классах и одним из видов оценки в последующих классах выступает портфолио.
Портфолио (в широком смысле слова) – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио относится к разряду «аутентичных» (то есть истинных, наиболее приближенных к реальному оцениванию) индивидуализированных оценок, ориентированных не только на процесс оценивания, но и самооценивания.
Конечная цель введения портфолио заключается в доказательстве прогресса обучения по результатам, по приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности.
Реализуемые при этом педагогические принципы оценивания учебных достижений учеников сводятся к следующим положениям:
Важная цель портфолио – наглядно представить процесс образования ребенка, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретённые знания и умения.
Использование портфолио начинается в начальной школе, что обусловлено в первую очередь психофизиологическими особенностями детей младшего школьного возраста. Младший школьник в силу своих возрастных особенностей не вполне осознает значение отметки, отметку, полученную за выполнение какой-либо деятельности, воспринимает как оценку его личности в целом, во многом определяющей систему социальных отношений в семье и школе. Поэтому портфолио в начальной школе, заменяя традиционную бальную отметку и дополняя другие виды оценивания, позволяет нейтрализовать психотравмирующее воздействие отметки, способствует более успешной и быстрой адаптации ребенка к школе.
Кроме этого портфолио позволяет:
При формировании портфолио должны учитываться:
В педагогической практике разработаны различные варианты представления достижений учеников. В рамках проводимого эксперимента в начальной школе может быть предложена для использования следующая структура портфолио:
1. Титульный лист.
2. Визитка. Этот раздел предназначен для представления информации об ученике - авторе портфолио, который имеет возможность представить себя любым доступным способом. Это может быть эссе, фотография и т.п. Раздел должен отображать особенности личности автора портфолио, может включать записи о нем других людей, характеристику, сертификаты, краткая история успехов.
3. Учебные достижения учащегося (знания, умения, навыки) по предметам.
По каждому учебному предмету организуется раздел портфолио, в котором находятся:
3.1 Лист индивидуальных достижений. Заполнятся учеником совместно с учителем. Лист, включающий перечень навыков и умений, должны быть составлены по каждому предмету . Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в нем с помощью каких-либо значков, закрашивая клеточки и т.д. Любые используемые учителем формы оценивания должны быть согласованы с правилами, которые выработаны педагогическим коллективом. Оценивая ученические работы таким образом, учитель должен отмечать положительные сдвиги в работе каждого учащегося по сравнению с его предыдущими работами, не допуская какого бы то ни было сравнения успешности работ разных учеников между собой. (Приложение 1)
3.2 График продвижений. Заполняется учеником совместно с родителем. На основе анализа работ, написанных учеником строится график по каждому предмету (ось абцисс - дата, ось ординат - количество ошибок в проверочной работе).
3.3 Проверочные работы и другие виды работ, которые ученик хочет сохранить.
3.4 Изучаемые элективные курсы. Делается запись о названии курса, его продолжительности, форме, в которой проходили занятия.
Занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах. Указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты.
3.5 Участие в олимпиадах и конкурсах по учебным предметам. Указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый учеником результат.
4. Формирование ключевых компетентностей.
4.1 Учебно – исследовательская деятельность
Данный блок даёт широкое представление о динамике учебно - познавательной и исследовательской активности ученика, направленности его интересов.
Качественная характеристика этого блока представляет собой собрание различных исследовательских и проектных работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебно - познавательной и исследовательской активности: участие в научных конференциях, конкурсах и тд.
В нем собраны различные исследовательские и проектные работы ученика, а также описание основных форм и направлений его учебно - познавательной и исследовательской активности: участие в научных конференциях, конкурсах и тд.
Примерный вариант записей в блоке:
4.2 Общественно-творческая деятельность. Этот блок даёт представление о динамике внеучебной творческой активности ученика, направленности его интересов.
Это собрание достижений ученика в спорте, различных видах искусства, а также описание основных форм и направлений общественно - организационной активности.
Примерный вариант записей в блоке:
5. Оценки окружающих и самооценка достигнутых результатов. В этом разделе могут быть представляются отзывы на творческие работы, исследовательские и другие проекты, характеристики, а также самоотчет ученика.
1. Целепологание.
На этом этапе работы ученику может быть рекомендовано ответить на вопросы и выполнить следующие задания:
а) Как я планирую организовать свою деятельность(в широком смысле: не только в школе, но и за ее пределами, используя возможности города, в котором я живу) в этом году – способы, формы?
б) Мои удачи. Чем я могу гордиться за прошлый год? Что является моей сильной стороной?
в) Придумать и нарисовать свой метафорический образ окончания определенного класса – к чему мы хотели бы прийти.
г)Создание своих индивидуальных планов. Например – нарисовать рисунок дороги, пути своего образовательного года. Ребенок рисует то, что он считает нужным, но потом, объясняет.
Уже после такой работы ученику следует четко (при помощи учителя, родителя) определить:
Прежде чем приступать к использованию технологии портфолио, учителю следует определить:
2. Определение структуры портфолио, сбор материала.
3. Рефлексия.
Работа на этом этапе предполагает анализ самого школьника своей деятельности и ее результата. Работа на этом этапе дает возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления, включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др.
4. Предоставление результата деятельности за год.
Оно может быть организовано в коллективном режиме (презентация портфолио).
Схема самоанализа и самоотчета:
При сборе материалов и оформлении портфолио необходимо руководствоваться следующими правилами:
Приложение 1
Ученик: _____________________________
Школа: _____________________________
Класс: _____________________________
Учитель: _____________________________
№ п/п |
Формируемые навыки и умения | Даты | ИТОГ | ||||||||
Сент. | Окт. | Нояб. | Дек. | Янв. | Фев. | Март | Апр. | Май | |||
1 Навыки чтения | |||||||||||
1.1 Техника чтения | |||||||||||
Чтение слогов | |||||||||||
Чтение слов | |||||||||||
Ударение | |||||||||||
Чтение предложений | |||||||||||
Чтение текстов | |||||||||||
Безошибочность чтения | |||||||||||
Выразительность чтения | |||||||||||
1.2 Понимание прочитанного | |||||||||||
Ответ на прямой вопрос по прочитанному | |||||||||||
Восстановление пропущенного слова | |||||||||||
Составление "устной картины" | |||||||||||
и т.д. |
Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника.
Белинский В. Г.
>>КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
КГУ "Школа-лицей №4 акимата города Рудного",
Казахстан, Костанайская область,
город Рудный, ул. 50 лет Октября, 76.
ВАКАНСИИ
В настоящий момент школа нуждается в следующих специалистах: нет вакансий
Получить подробную информацию можно по телефону 8(71431)91283.
Designed by Za studio. Images by Flickr/Mike Baird,Máté Makarész,Dave Conner