КГУ "Школа-лицей №4

акимата города Рудного"

  
  
  
  
DJ-MegaMenu - модуль joomla Joomla

Используете ли Вы информацию с нашего сайта?

Да - 0%
Нет - 0%

Total votes: 0
The voting for this poll has ended on: 20 Нояб 2017 - 17:02

Как часто Вы посещаете наш сайт

каждый день - 13.3%
2-3 раза в неделю - 33.3%
1 раз в неделю - 0%
я здесь впервые - 53.3%

Total votes: 15
The voting for this poll has ended on: 13 Март 2019 - 05:56

Какое время занимает поиск интересующей Вас информации на нашем сайте?

быстро - 71.4%
долго - 0%
не могу найти - 28.6%

Total votes: 7
The voting for this poll has ended on: 13 Март 2019 - 06:09

 

Внимание! Для учащихся 8-11 классов. Начинаем голосование на тему КТД «Коммунарские сборы»

«Олимпийские игры» - 39.5%
«Дивергент» - 5.3%
«Загадки Древних цивилизаций» - 15.8%
«Время Икс» - 2.6%
«Игры разума - 5.3%
«Музыка нас связала» - 7.9%
«Праздник каждый день» - 2.6%
«Соц.сети» - 10.5%
«Люди в черном» или «Стражи Галактики» - 5.3%
«Букинистическая лавка» или «Книжный дворик» - 0%
«Страна КВН» - 5.3%
«Врата времени» - 0%

Total votes: 38
The voting for this poll has ended on: 25 Фев 2020 - 00:00

konk-du-2016-4.jpg

Новые подходы к воспитанию современного школьника

Кто работает давно в школе, те замечают, что современные ученики изменились и отличаются от учеников тех лет, и чувствуют, что существуют внешние проблемы, которые обусловлены социально-экономическими факторами, которые оказывают усиленное давление на существование и развитие школы.

Это:

  1. социально-политические изменения (резкая смена вектора развития общества под влиянием общемировых процессов);
  2. экономический и экологический кризисы и как следствие уменьшение расходов на образование, ухудшение здоровья детей;
  3. демографические изменения (падение рождаемости, миграция, демографический бум), что ведет к трансформации ранее сложившейся мультиэтнической и мультикультурной среды и структуры общества;
  4. кризис и изменение семьи как социального института, породившие дефицит диалога между детьми и взрослыми;
  5. развитие средств массовой информации и коммуникации, выступающих значимыми факторами социализации общества.

Основной проблемой, непосредственно влияющей на эффективность образования школьников, является кризис института семьи и опасность его воздействия на подрастающее поколение.

Кризис современной семьи естественным образом влечет за собой проблемы в семейном воспитании. Во многих семьях доля воспитания детей родителями ничтожно мала по сравнению с влиянием на формирование личности ребенка средств массовой информации, компьютерных игр, сообщества школьников. По данным официальной статистики, родитель в среднем тратит на общение с ребенком 15 минут в день. Значительной части родителей не о чем поговорить со своим ребенком, кроме как о выполнении домашних заданий.

Нарастающей технологизацией всех сторон жизни, возникновение рационализованного техногенного человека, у которого вместо морали – расчет, вместо долга – программы, вместо счастья – успех и т.д. Название такого человека гомоутер (гомо+компьютер). Его появление происходит на наших глазах: он, как и 20 лет назад, ходит в школу, сидит за партой, отвечает на вопросы учителя. Это всем хорошо знакомый школьник, но только другой: «ребенок стал не хуже и не лучше своего сверстника 20-летней давности, он просто стал другим!» У современного ребенка в большинстве случаев нет двора с его приключениями и живущей по своим драматическим законам компании сверстников, нет школьной организации с ее романтичной атрибутикой, традициями, единодушной верой в страну и в светлое будущее. Сегодня происходит смещение ценностных ориентаций подрастающего поколения в сторону материально-прагматического подхода, вследствие чего деформируются такие нравственные качества, как честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, совесть, бескорыстие, трудолюбие, уважение к старшим. Родители часто озабочены тем, что ребенок требует от них внимания. И почему-то это происходит именно тогда, когда есть масса других дел собственных желаний. Планшеты и смартфоны опасны тем, что при активном использовании в качестве инструмента высвобождения родительского времени, они могут стать эффективным заменителем родителя. За что боролись, на то и напоролись. И тогда пеняйте на себя: будет поздно стенать по поводу игромании, сетезависимости и прочих цифровых маргинализаций. Опасно передоверять воспитание и интернету.

Впрочем, и тут все так же, как и без гаджетов. Они, как все информационное, лишь усиливают и ускоряют эффект: если мы заняты, когда нужны ребенку, он тоже окажется занят, когда станет нужным нам.

Можно выделить опасные последствия для роста школьников и их взросления:

  • усиливающаяся ориентация на потребление;
  • отрыв от культурных традиций общества и его истории;
  • повышенный уровень тревожности и страхов, связанный со стремлением родителей ограничивать активность и самостоятельность детей;
  • повышенная агрессивность под воздействием фактора милитаризации и развития компьютерных игр, снижающих контроль за собственным поведением и формирующим зависимость;
  • экранная зависимость, потребность в готовых развлечениях;
  • обеднение и ограничение общения детей со сверстниками, рост явлений одиночества;
  • недоверие к окружающему миру, особенно к миру взрослых, влекущее за собой формирование рафинированного инфантилизма.

Ситуация усугубляется тем, что дети находятся под жестким прессингом информационного пространства, беспредельно заполняемого показом криминальных ситуаций, сюжетов со сценами секса, жестокости, насилия. Практически бесконтрольный доступ учеников к подобной информации наносит необратимый вред их нравственному развитию, деформирует психику и в конечном счете подрывает основы воспитания, здорового образа жизни.

Сводки криминальной хроники, повествующие нам об очередной мерзости, не свойственной для здорового человека, стали символом нашего времени. Многочисленные изнасилования детей, зверские убийства, психопаты, сорвавшиеся с «катушек», убивающие случайных прохожих – все это на самом деле не сердцевина, а лишь вершина «айсберга». Это лишь та, омерзительная часть проблемы, которая очевидна большинству.

Важно осознать, что мы являемся жертвой определенной психологической технологии, применяемой в массовом порядке. Причем, это настолько очевидно, что доказательства заговора будут излишними. И мотив данного преступления очевиден – создание идеального раба, наделенного физическими возможностями человека, интеллектуальными способностями, но лишенного души, превращенного в идеальный инструмент для приумножения капиталов.

Такое впечатление, поставлена задача –создание существа, недальновидного, не способного понять картину мира, существа со специфической системой ценностей, созданных для него, примитивного существа, служащего химерам, существа с наглухо заблокированным бессознательным высшего порядка — идеального раба всех времен и народов.

Таким человеком очень легко управлять, потому что он предсказуем и прост, им легко манипулировать без его ведома, нужно лишь правильно расставить набор необходимых стимулов. А если этот тип людей прогнозируем, значит, он безопасен для власть имущих. Данная технология, это всего лишь очередной этап развития рабовладельческого строя. В древности оковы раба были из железа и насилия, теперь способ изготовления оков сильно усложнился, можно сказать, что теперь оковы раба изготовлены по технологии «стелс».

Главное оружие из арсенала - оружие, убивающее душу. Основная суть этого оружия проста, она заключается в подмене ценностей. Увидев основу технологии вырождения, мы будем предупреждены. А как говорится, предупрежден, значит, вооружен.

Итак, кратко обнаружим эти пути деградации:

    1. Воспитание детей строится по схеме стимулирования инфантильного поведения среди детей, иными словами, искусственно затягивается процесс наступления социальной зрелости.

Делается это для того, чтобы утилизировать энергию молодых людей в период ее наибольшей активности (от 15 до 25 лет). Дело в том, что во все исторические времена основную массу революционеров составляла именно данная категория населения. У молодого мужчины наступает пик физической и интеллектуальной активности к 20 годам, он здоров, умен, горяч, принципиален и бескомпромиссен. Опасен, не так ли? Достаточно вспомнить, что Александру Македонскому было всего 20 лет, когда он начал свою «карьеру», князю Святославу на момент смерти было не более 30 лет, Иван Грозный взял Казань в 22 года. А в наше время (особенно в Европе) в этом возрасте молодые люди считаются «подростками». Вот на это и рассчитано воспитание социального инфантилизма, превратить вершителя истории в здоровую и безопасную детину. А излишки энергии пусть сольет где-нибудь, ну, например, в беспорядочных половых связях, в алкоголе, наркотиках или в уличном криминале;

    1. Воспитание девочек и мальчиков по общим стандартам.

Это делается не столько для того, чтобы привить женщинам мужественность, сколько для того, чтобы отнять у нее мужчин.

    1. Прививание эгоцентрической картины мира.

Эгоист – это одиночка, ну как тут не процитировать Маяковского: «…единица – вздор, единица – ноль, один, даже если очень важный, не подымет простое пятивершковое бревно, тем более дом пятиэтажный…». Или «разделяй и властвуй» как говорили древние римляне.

    1. Формирование образа «успешного» человека.

На проверку, этот «успешный» человек суть не более, чем образ идеального раба системы. Галстук, пиджак, головокружительная карьера, отличный дом, дорогой авто, отдых за границей, ирландский виски. Здорово, да? Вот повезло человеку, а на деле он идеальный раб, потому что он зависит подобно наркоману от своих вещей. Поэтому он будет делать все, чтобы сохранять стабильность системы, он будет терпеть любые унижения на пути по карьерной лестнице. Он спрячет все свои детские мечты так глубоко внутрь, себя, что забудет сам себя, превратившись в человекоподобное существо, в выродка.

Сюда можно отнести и другие образы «успешных» людей. Здесь и «крутой» здоровенный дядька с кружкой пива в баре, и «стерва», меняющая мужиков, как перчатки, и феминизированная мадам, и гангстер. В общем, на любой вкус и цвет. Выбирай, что хочешь. Нет здесь только образа защитника, образа воина, образа матери, образа поэта, ученого и т.д. Одни искаженные субституты естественных для человека образцов поведения;

    1. Секс и насилие, вместо доблести и любви.

Не секрет, что половые инстинкты, являются одними из самых сильных. Соответственно, через тему «секса» можно определенным образом воздействовать на человека. Более того, половые инстинкты, как и любые другие инстинкты, составляют нашу темную, животную часть личности, бессознательное низшего порядка. Через средства СМИ, рекламные технологии, пропаганду в научной и художественной литературе, компьютерные игры стимулируются эти инстинкты.

Фридрих Ницше сказал: «Человек — это канат, закрепленный между зверем и сверхчеловеком, — канат над пропастью”. Так вот, с психологической точки зрения, «сверхчеловек» связан с высшей формой нашего бессознательного, области, выступающей источником творческого, научного, поэтического вдохновения, источником героических поступков. А область низшего бессознательного связана как раз со зверем, с инстинктами, с насилием, страхом. И «сверхчеловек», и зверь являются неотъемлемыми частями нас самих, только у одних «сверхчеловек» доминирует над «зверем», а у других наоборот. Открою один маленький секрет, наши хозяева боятся развития у своих рабов высшей формы бессознательного, потому что это часть нашей личности божественно глубока, неподконтрольна и непредсказуема. Они справедливо для себя решили, что монстр животного насилия, связанный с инстинктом размножения, с сексом, гораздо менее опасен для системы, чем источник божественного вдохновения. Именно по этой причине аферист от психологии З.Фрейд принялся насаждать свою теорию. Фрейда беспокоила не наука, его беспокоил «оккультизм» из бессознательного, его беспокоило проявления неистовой божественной силы. Вернее, это беспокоило его спонсоров. Для них был слишком живым пример того, как из высшего бессознательного германского народа вырвался давно казалось бы забытый образ «белокурой бестии» и чуть не перекроил все мироустройство. Для них безопаснее «секс и насилие»;

    1. Табу на благородство.

Благородство опасно для их системы, поскольку оно формирует у людей непредсказуемое и неконтролируемое поведение. Они боятся неясных мотивов, им комфортнее, когда людьми движет жажда наживы, похоть, зависимость, порок.

    1. Разрушение семейных ценностей.

Этот пункт отчасти перекликается с «сексом и насилием», но обладает своей спецификой. Разрушение семейных ценностей, способствует как уничтожению национальных культур, так и атомизации общества, стимулированию эгоизма .

Перечисленные методы являются далеко не полным списком оружия из их арсенала, но цель всех этих методов проста – убить Душу, Вашу Душу. И самое интересное, что от этой напасти есть одно универсальное лекарство – помнить и слушать себя вечного. Интеллект важнейший инструмент, но очень многое нельзя объяснить сухой логикой. Человек обладает не только разумом, но и эмоциями, чувствами, интуицией. У здорового человека должны быть развиты все четыре аспекта. И только ваша душа способна объединить эти противоречивые и несоединимые части ваших личностей.

Главное, не превратить учеников в безликих, живых мертвецов духоненавистнической системы, отнимающих их самих у себя.

Основной проблемой, непосредственно влияющей на эффективность образования и воспитания школьников, является кризис института семьи и опасность его воздействия на подрастающее поколение.

Кризис современной семьи естественным образом влечет за собой проблемы в семейном воспитании. Во многих семьях доля воспитания детей родителями ничтожно мала по сравнению с влиянием на формирование личности ребенка средств массовой информации, компьютерных игр, сообщества школьников. По данным официальной статистики, родитель в среднем тратит на общение с ребенком 15 минут в день. Значительной части родителей не о чем поговорить со своим ребенком, кроме как о выполнении домашних заданий.

Нарастающей технологизацией всех сторон жизни, возникновение рационализованного техногенного человека, у которого вместо морали – расчет, вместо долга – программы, вместо счастья – успех и т.д. название такого человека гомоутер (гомо+компьютер). Его появление происходит на наших глазах: он, как и 20 лет назад, ходит в школу, сидит за партой, отвечает на вопросы учителя. Это всем хорошо знакомый школьник, но только другой: «ребенок стал не хуже и не лучше своего сверстника 20-летней давности, он просто стал другим!»

У современного ребенка в большинстве случаев нет двора с его приключениями и живущей по своим драматическим законам компании сверстников, в некоторых школах нет школьной организации с ее романтичной атрибутикой, традициями, единодушной верой в страну и в светлое будущее. Сегодня происходит смещение ценностных ориентаций подрастающего поколения в сторону материально-прагматического подхода, вследствие чего деформируются такие нравственные качества как честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, совесть, бескорыстие, трудолюбие, уважение к старшим.

Родители часто озабочены тем, что ребенок требует от них внимания. И почему-то это происходит именно тогда, когда есть масса других дел, собственных желаний. Планшеты и смартфоны опасны тем, что при активном использовании в качестве инструмента высвобождения родительского времени, они могут стать эффективным заменителем родителя. За что боролись, на то и напоролись. И тогда пеняйте на себя: будет поздно стенать по поводу игромании, сетезависимости и прочих цифровых маргинализаций. Опасно передоверять воспитание детей интернету.

Впрочем, и тут все так же, как и без гаджетов. Они, как всё информационное, лишь усиливают и ускоряют эффект: если мы заняты, когда нужны ребенку, он тоже окажется занят, когда станет нужным нам..

Опасные последствия для роста школьников и его взросления:

  • - усиливающаяся ориентация на потребление;
  • - отрыв от культурных традиций общества и его истории;
  • - повышенный уровень тревожности и страхов, связанный со стремлением родителей ограничивать активность и самостоятельность детей (не могут развязать шарф, расстегнуть пуговицы и т.д.);
  • - повышенная агрессивность под воздействием фактора милитаризации и развития компьютерных игр, снижающих контроль за собственным поведением и формирующим зависимость;
  • - экранная зависимость, потребность в готовых развлечениях;
  • - обеднение и ограничение общения детей со сверстниками, рост явлений одиночества;
  • - недоверие к окружающему миру, особенно к миру взрослых, влекущее за собой формирование рафинированного инфантилизма.

Ситуация усугубляется тем, что дети находятся под жестким прессингом информационного пространства, беспредельно заполняемого показом криминальных ситуаций, сюжетов со сценами секса, жестокости, насилия. Практически бесконтрольный доступ учеников к подобной информации наносит необратимый вред их нравственному развитию, деформирует психику и, в конечном счете, подрывает основы воспитания, здорового образа жизни.

Сегодня весь мир помешался на гаджетах: смартфонах, планшетах и

прочей цифровой технике. Вместе с ними в мир проникает вирус цифрового слабоумия. И это не шутка, это диагноз. Ещё в 2007 году специалисты заметили, что с каждым годом все больше детей — представителей цифрового поколения страдают расстройством внимания, потерей памяти, низким уровнем самоконтроля, когнитивными нарушениями, подавленностью и депрессией. Исследования показывают, что в мозгу представителей цифрового поколения наблюдаются изменения, похожие на те, что появляются после черепно-мозговой травмы или на ранней стадии деменции — слабоумия, которое обычно развивается в старческом возрасте.

В это сложно поверить, но среднестатистический семилетний ребёнок уже провел у экранов больше года своей жизни (по 24 часа в сутки), а 18-летний — больше четырех лет!

Да, дети другие, но мозг у них такой же, что был у человека тысячу лет назад, — 100 миллиардов нейронов, каждый из которых связан с десятью тысячами себе подобных.

Мозг нужно развивать и кормить. Все наши мысли, действия, решения сложных задач и глубокие размышления оставляют след в нашем мозгу. «Ничто не может заменить того, что дети получают от собственного, свободного и независимого мышления, когда они исследуют физический мир и сталкиваются с чем-то новым», — утверждает британский профессор психологии Таня Бирон.

Вы будете шокированы, но с 1970 года радиус активности детей (пространства вокруг дома, в котором дети свободно исследуют окружающий мир) сократился на 90%! Мир сжался до экрана смартфона. Дети забыли и, что еще хуже, просто не знают, каково это — бегать под дождем, пускать кораблики, лазать по деревьям или просто болтать друг с другом. Они часами сидят, уткнувшись в свой смартфон. А ведь им необходимо развивать свои мышцы, знать о рисках, которые приготовил для них мир, и просто взаимодействовать со своими друзьями. «Удивительно, как быстро сформировался совершенно новый тип среды, где вкус, обоняние и осязание не стимулируются, где большую часть времени мы сидим у экранов, а не гуляем на свежем воздухе и не проводим время в разговорах лицом к лицу», замечают учёные. Нам, ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ, определенно есть о чём волноваться.

Мозг формируется, когда есть внешние стимулы и чем больше их будет — тем лучше для мозга. Поэтому очень важно, чтобы дети исследовали мир физически, но не виртуально. Это нужно растущему мозгу, как и тысячу лет назад.

Также ребенку нужен здоровый и полноценный сон. Но современные дети не способны выйти из Интернета и оторваться от компьютерных игр. Это сильно сокращает длительность их сна и ведет к нарушениям. Какое может быть развитие, когда ты уставший и у тебя болит голова, а школьные задания никак не лезут в голову?!

Установлено цифровые технологии меняют мозг ребенка, т.к. количество внешних стимулов ограничивается из-за однообразного время провождения в Интернете. Ребенок не получает необходимого ему опыта, чтобы развить достаточно важные участки мозга, которые отвечают за сопереживание, самоконтроль, принятие решений... А то, что не работает, отмирает. Ведь у человека, который перестал ходить, атрофируются ноги? Дети не привыкли запоминать информацию— им проще найти ее в поисковых системах. Вот тебе и проблемы с памятью. Они ее совершенно не тренируют.

Нам кажется, что дети стали намного умнее благодаря Интернету. А знаете ли вы, что нынешние одиннадцатилетние выполняют задания на таком уровне, который демонстрировали восьми- или девятилетние дети 30 лет назад. Исследователи отмечают, что одной из основных причин этого является жизнь в виртуальном мире.

Учёные опасаются, что цифровые технологии инфантилизируют мозг, превращая его в подобие мозга маленьких детей, которых привлекают жужжащие звуки и яркий свет, которые не могут концентрировать внимание и живут настоящим моментом.

Но мы еще можем спасти своих детей! Достаточно просто ограничить время пользования всевозможными гаджетами. Мы будем удивлены, но Стив Джобе, гуру цифровой индустрии, именно так и делал. Его дети не пользовались айпадом вообще, а другие гаджеты им запрещалось использовать по ночам и в выходные дни.

Сыновья создателя сервисов Blogger и Twitter могут пользоваться своими планшетами и смартфонами не больше 1 часа в день, а директор OutCastAgency, ограничивает использование гаджетов в доме 30 минутами в день. Его младшие дети совсем не имеют гаджетов.

Вот тебе и ответ на вопрос «что нужно делать?». Позаботься о подрастающем поколении. Подумай, какое будущее их ждет через 10-20 лет, если они сегодня проводят полдня перед экранами своим суперсовременных гаджетов.

Сегодня, по результатам множества исследований, значительная часть подростков проводит достаточно много времени в сети. Но, тем не менее, эти цифры заставляют педагогов рассматривать новую реальность как серьезный фактор, оказывающий влияние на развитие и становление личности, и от этого никуда не деться.

Научно-технический прогресс, развитие средств электронной коммуникации заставляет думать, что мы имеем дело с новым поколением – поколением детей, выросших в условиях существования социальной виртуальной реальности. Вместе с ценностями, присущими их родителям (слова одобрения и похвалы, поощрения и наказания, подарки и сюрпризы, совместные прогулки и путешествия), для представителей этого поколения ценностями становятся объекты социальной виртуальной реальности. Это – профили в социальных сетях, количество участников в администрируемых ими сообществах, наличие регистрации на тех или иных сайтах или порталах, умение работать с электронными деньгами и интернет-магазинами. Все это – те базовые ценности, которые уже сейчас становятся неотъемлемой частью процесса взаимодействия и коммуникации общества. Отсутствие или наличие базовых навыков работы с теми или иными сетевыми сервисами (например, умение или неумение работать с электронной почтой, наличие или отсутствие профиля в популярных социальных сетях) сейчас уже являются во многом фактором социализации подростка. И в дальнейшем этот процесс будет продолжаться. Мы, педагоги, родители должны видеть эту реальность и должны отставать от своих учеников – активнее и смелее использовать интернет во время урока, так как у многих учащихся есть с собой смартфон или планшет.

Теперь о смартфонах/планшетах. Во всем мире учителя и родители делятся на тех, кто запрещает и кто поощряет. Надо обратить внимание на то, что это очень мощный, компактный и удобный инструмент для многих повседневных и специальных задач. Проблему вечно уткнувшихся в мобильные гаджеты подростков можно рассматривать по разному. Но очевидно, что никто их силой не принуждал. Но эту внутреннюю силу не грех использовать в мирных целях, а становиться ей в оппозицию – война с мельницами. У учителей появилась возможность изменить урок так, чтобы ученик на нем стал более самостоятельным и активным. Традиционный сценарий урока, рожденный во времена, когда учитель был единственным источником знания, уже не отвечает современным условиям: и учитель не единственный источник, и объем доступных знаний существенно выше, и способы донесения знаний более разнообразны. Использование планшета на уроке облегчает учителю поиск иных сценарных решений урока – закачать литературу, произведение и читать вместо книги. Самое простое и очевидное – использование планшета как технического средства.

Сейчас популярно среди активно осваивающих планшеты учителей – использование мобильных приложений в качестве заданий, тестов и тренажеров. Не по всем темам есть готовые приложения, но их количество быстро растет.

Сложное, но наиболее эффективное – использование планшета как инструмента организации активной деятельности на уроке и вне урока. Для этого приложение не обязательно должно быть увязано с конкретным предметом. Это может быть общеупотребительное приложение. Например, для электронных презентаций, для создания видеороликов, для записи звука, для рисования. Что-то можно отразить на планшете совсем вне класса – на природе, в городе, в музее…

Важна не инструментальная зона применения мобильного приложения, а учебная задача, ради которой приложение используется. Это сложно, потому что нетрадиционные сюжеты, позволяющие втянуть учеников в интересное задание, придумать непросто. Особенно после традиционного навыка организации привычных уроков. Зато отдача от таких уроков более содержательная и эмоциональная. Эмоция обычно там, где мотивация. А где мотивация, там всегда содержательный прорыв. Именно низкую мотивацию к обучению сегодня называют главной проблемой образования во всем мире. Не стоит смотреть на смартфон или планшет как на бесполезную отвлекающую от дел игрушку. Будет ли это только игрушкой или мощнейшим мотиватором обучения, зависит от учителей и родителей. Учитель должен проникнуться пользой мобильных гаджетов. В сети сейчас все чаще встречаются подборки мобильных приложений для образования.

Однако, уже сейчас стремительно развивающиеся информационные системы дают широкую возможность обеспечения развития и интернет- самостоятельности подростка. В большинстве интернет-магазинов при заполнении профиля не требуется указывать возраст, при обращении в службу технической поддержки или при администрировании профиля также отсутствуют ограничения, связанные с возрастом и дееспособностью. Кроме того, стремительно сужается круг возможностей подростка по проявлению самостоятельности в реальном пространстве. Серьезно затруднено трудоустройство подростков в летний период (во всяком случае легальное). Таким образом, поощряется и культивируется образ подростка-потребителя, ни за что не отвечающего и получающего от жизни только удовольствие существа. Многочисленный рынок услуг, ориентированных на подростка, в первую очередь ориентирован на развлечения. Во вторую очередь – на образование и получение знаний. Практически отсутствуют в современном обществе возможности для самореализации, обретения самостоятельности, обретения себя.

Проблемы подросткового возраста, связанные с невозможностью самореализоваться, увидеть результат своего труда, предлагается решать с помощью тренингов, психологических занятий, дополнительного образования. Роль психологов в школе велика. Поэтому в школе-лицее№4 РАБОТАЮТ НЕ ДВА ПСИХОЛОГА, ТРИ.

Но, если для методичной работы почта подходит лучше всего, то для оперативной связи нужны совсем другие средства. Много работая с детьми, мы знаем, как важно быстро передать сообщение и также быстро получить ответ на него. СМС – слишком дорого, телефонный звонок – не всегда удобен. Что может быть проще - набрать фразу и отправить собеседнику. И в этой сфере связи вне конкуренции мессенджеры. Аська, скайп и еще десяток самых разнообразных интернет-пейджеров, которые позволяют мгновенно связаться с любым требуемым человеком, обсудить срочно дело или передать экстренную информацию. В мире подростков, где все меняется за доли секунд, наверное, нет важнее этого средства общения. Опоздания и встречи, внезапные проблемы и возникшие идеи, срочные дела и просто напоминания о себе – все это мир мгновенных сообщений, в котором надо жить и детям, и их педагогам.

Впрочем, часто возникают случаи, когда некую проблему нужно обсудить быстро и совместно. Здесь на помощь приходят чаты и каналы общения, где в реальном времени могут общаться вместе десятки и сотни желающих. Похожая функциональность есть и у некоторых мессенджеров. Это – лучший способ для быстрых мозговых штурмов и оперативного решения проблем, когда участники разнесены на большие расстояния и физически не могут собраться вместе. Но чаты – это удел быстрых споров. Для длительного вдумчивого обсуждения насущных проблем служат форумы. Возможность многодневных обсуждений, с приложением нужных документов, ссылок, использованием веток комментариев – это то, что нужно для тщательного планирования дел. Если нам нужно место в Интернете, где каждый (и взрослый, и ребенок) смог бы высказать свое мнение, отстоять его, разместить свои наработки, идеи, задать вопросы и получить ответы на них – форум организации просто необходим.

Ну, а вершиной эволюции средств совместного общения стали, конечно же, социальные сети. Многие считают, что социальная сеть – это «такое место, куда засасывает людей». Это не совсем так. Социальные сети это, в первую очередь, очень удобное и развитое средство для общения людей с общими интересами. И как любой инструмент, социальная сеть может быть использована в самых разных целях. Но главное то, что дети уже находятся в этих сетях. Сети удобны для детей, дети их не боятся и осваивают с феноменальной легкостью. И единственный способ говорить с детьми на одном языке – это осваивать сети вместе с ними. Еще одним достоинством является та самая притягательность сетей – вслед за вступившим в сеть ядром детской компании тянутся и остальные ребята.

Безусловно, существуют и опасения встречи «недетского» контента, общение с небезопасными пользователями сети, мошенниками и преступниками. Но здесь, как и в реальном мире, существуют свои правила безопасности, которым надо учить ребят. Наряду с безопасностью реальной все большую актуальность начинает обретать безопасность «виртуальная», и стоит обсуждать с ребятами те простые правила поведения в виртуальной реальности, которые помогут им избежать нежелательных проблем. В первую очередь, это защита своего профиля и доступа к различным сетевым сервисам. Надежность и устойчивость пароля, который защитит почту, переписку, личный аккаунт в социальной сети.

В последнее время крайне часты случаи, когда ребята, пользуясь одними и теми же устройствами, довольно неряшливо относятся к защите своих данных. И если в настоящий момент общественным достоянием становятся, например, фотографии, которые пользователь не предназначал для публичного просмотра, то в будущем это может стать причиной серьезных деловых и финансовых проблем. Культура безопасности в Интернете – большой и серьезный раздел освоения виртуального пространства. Регулярно во множестве подростковых сообществ возникают конфликты, скандалы, ссоры, связанные с доступом к чужому аккаунту, чтениям чужих переписок и т.п. В связи с этим часто школе приходится разбирать конфликтные ситуации.

Важна и этическая сторона вопроса. С уходом бумажной переписки нетерпимость к чтению чужих писем снижается, а между тем в переписке виртуальной она (эта нетерпимость) не менее важна. Второй фактор безопасности, который не менее значим, чем первый – «следы», который каждый оставляет в виртуальном пространстве. Стоит помнить, что все (даже удаленные) записи, поисковые запросы, опубликованные фото сохраняются в сети. Поэтому, прежде чем размещать в сети информацию от своего имени, стоит подумать, насколько она способна испортить репутацию размещающего. Причем не только в данный момент, но и в будущем. А ведь уже сейчас многие «продвинутые» работодатели при приеме на работу анализируют активность соискателя на определенную должность.

За последнее время заметно активизировалась работа по воспитанию культуры здоровья, созданию здоровьесберегающей среды, формированию здорового образа жизни школьников и применению соответствующих педагогических технологий.

Принято выделять несколько компонентов здоровья: соматическое, физическое, психическое, социальное, духовно-личностное. Психическое здоровье определяется как состояние душевного благополучия.

Учёными установлено, что психическое здоровье ребенка определяется его эмоциональным благополучием. К сожалению, существенное место в образовательном процессе занимают отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность, в том числе учебную. Количество детей, ощущающих себя в жизни несчастными и ненужными, страдающих неврозами, постоянно увеличивается. В качестве фактора риска можно отметить дисбаланс в развитии детей, обусловленный стремлением взрослых дать им как можно больше знаний в ущерб формированию интуиции, фантазии, творческих способностей.

В.А.Сухомлинскому принадлежат слова: «От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Поэтому школа должна стать не только местом, где детей учат, но и пространством их полноценного взросления, питательной, средой становления успешных, счастливых и здоровых людей.

Имеется перечень так называемыми школьных факторов риска. Эти риски остаются, по мнению исследователей, устойчивыми и трудно преодолимыми в течение многих десятилетий во всех школах мира:

  • стрессовая тактика педагогических воздействий;
  • несоответствие методик и технологий возрастным и индивидуальным возможностям ребенка;
  • нерациональная организация образовательного процесса, в особенности режима движений, отдыха, питания;
  • недостаточная компетентность молодых педагогов;
  • скука на уроке;
  • предельное напряжение умственных сил ребенка на уроке и в процессе выполнения домашних заданий;
  • изматывающие, издергивающие нервную систему детей умственные, эмоциональные и физические перегрузки; педагогический, и родительский «психоз» отличных отметок;
  • многолетний временной цейтнот на уроке и при выполнении домашних заданий;
  • недоверие к ребенку, к его желанию учиться, к его индивидуальности.

Мы должны знать, что психическое и физическое здоровье человека тесно взаимосвязаны. Первопричиной болезни являются стрессы и негативные эмоциональные переживания. Исследования показывают, что пульс разгневанного человека превышает нормальный на 40-60 ударов в минуту. Столь резкие изменения соматических показателей при переживании человеком сильной отрицательной эмоции указывают на то, что в этом процессе задействованы практически все нейрофизиологические и соматические системы организма.

Положительные эмоции являются конкретным механизмом, который осуществляет мыслительную и интеллектуальную деятельность. Позитивные эмоции повышают продуктивность когнитивных процессов, включая мышление и запоминание.

Сегодня проблема эмоционального благополучия как важнейшего условия полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его здоровья стоит особенно остро, и ее практическое решение во многом зависит от перевода этого вопроса в педагогическую категорию. Уроки в школе и домашние задания дома, занятия в организациях дополнительного образования, пребывание в социальных сетях, онлайн-игры, просмотр телевизионных передач — таков сегодня день современных детей-школьников!

Статичная поза за партой в школе, за компьютером дома порождает еще одну проблему школьника - гиподинамию. Исходя из того, что 70 % времени бодрствования - это школа и учебные занятия, одной из самых тяжелых нагрузок является снижение двигательной активности (на 50 % по сравнению с дошкольным периодом). От того, сколь длительное время школьник сможет усидеть за партой, сохраняя обязательную позу, будет зависеть, как он станет усваивать школьную программу.

Во время учебных занятий значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом напряжении, мышцы кисти работающей руки. Кроме того, развиваются застойные явления в кровообращении (особенно в нижних конечностях, в области таза и органах брюшной полости). Если сидеть 90 мин, не вставая, кровоток в ногах замедляется в 1,5 раза. У человека, долго находящегося в состоянии покоя, в сосудах циркулирует не более 55—75% крови, вся остальная кровь не участвует в кровообращении и содержится в виде резерва в кровяном депо — селезенке, печени.

Большой объем дневной (урочной и внеурочной) и недельной учебной нагрузки вызывает у школьников значительное умственное утомление и психоэмоциональное напряжение. Это проявляется в ослаблении внимания, снижении продуктивности труда (увеличение числа ошибок, времени на выполнение задания), появлении рассеянности, отвлечении от основной деятельности, двигательном беспокойстве и даже головной боли. Нервно-эмоциональные перегрузки, лежащие в основе утомления, ухудшают работу различных органов и систем, приводят к возникновению неврозов, невротических реакций у учащихся.

Интенсификация учебного процесса приводит к существенному уменьшению объема двигательной активности (количество движений, которые школьник выполняет в течение дня, недели, месяца) и сокращению времени пребывания на свежем воздухе.

Школьники, страдающие компьютерной зависимостью, теряют контроль над временем, проведенным за компьютером, утрачивают интерес к другим сторонам жизни. В результате длительной работы за компьютером ухудшается зрение, страдает опорно-двигательная система - нарушается осанка, искривляется позвоночник.

Важную роль в профилактике утомления и переутомления учащихся играет двигательная рекреация.

Рекреация (лат. recreatio - восстановление) - комплекс оздоровительных мероприятий, осуществляемых с целью восстановления физического, эмоционального, психического самочувствия и работоспособности здорового, но утомленного человека.

Двигательная рекреация — это активный отдых и развлечения с использованием физических упражнений, подвижных игр, различных видов спорта в упрощенных формах, а также оздоровительных сил природы (солнечная радиация, воздушная и водная среда) с целью получения удовольствия, достижения хорошего самочувствия и настроения, восстановления умственной и физической работоспособности.

На рекреационно-оздоровительную деятельность необходимо выделять как минимум 30 мин в день. Объем двигательной активности детей школьного возраста должен составлять не менее 6 ч в неделю.

Двигательная рекреация учащихся в режиме учебного дня тоже снижена-дети сидят за партой на уроке и на перемене тоже сидят с телефонами, планшетами.

Двигательная рекреация школьников в условиях школы должна осуществляться в учебных помещениях и кабинетах, на спортплощадке, в проветренном спортивном зале, в детских рекреациях и должна быть направлена на снятие психической, статической, динамической нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом. Она должна включать в себя:

  1. физкультминутки на образовательных уроках;
  2. двигательно-активные виды деятельности на больших (удлиненных) переменах;
  3. динамический (спортивный) час;
  4. занятия в оздоровительных группах, кружках и секциях физкультурно-оздоровительной направленности.

Физкультурные минутки общего и специального назначения на образовательных уроках предусматривают выполнение комплекса упражнений во время регламентированных перерывов с целью профилактики неблагоприятных воздействий учебных нагрузок на организм школьника, а именно для предотвращения умственного и зрительного утомления, застойных явлений в кровообращении, снижения нервно-эмоционального напряжения. Вынужденные сгибания тазобедренных и коленных суставов, спины и сведение плеч, наклоны головы вперед во время учебной деятельности должны во время физкультминуток сменяться выпрямлением ног и туловища, разведением плеч, движениями головы, а напряжение мышц — их расслаблением; статические положения — движениями с достаточно большой амплитудой.

Комплексы для физкультминуток подбираются в зависимости от содержания учебной деятельности (нагрузки) на данном уроке.

Комплексы физкультминуток общего назначения состоят из 3-5 несложных упражнений (потягивания, прогибания туловища, наклоны и полунаклоны, полуприседы и приседы с различными движениями руками), повторяемых по 4—6 раз. Продолжительность выполнения комплекса упражнений - 1-2 мин.

Комплексы физкультминуток специального назначения направлены на снятие локального утомления: с мелких мышц кисти; мышц туловища; для улучшения мозгового кровообращения, для профилактики утомления глаз.

Для младших школьников наиболее целесообразно проводить физкультминутки между 15-й и 20-й минутами урока, а с учащимися 5—9-х классов - между 20-й и 25-й минутами. Перед началом физкультминутки помещение проветривается. Физкультминутки оказывают на обучающихся более благоприятное воздействие, если проводятся под музыку.

Двигательно-активные виды деятельности на большой перемене носят, главным образом, релаксационный и оздоровительный характер. Они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и восстанавливают работоспособность учащихся в процессе учебного дня.

Прогулки в лесопарковой зоне, активный зимний отдых, уличный спорт (катание на роликовых коньках, досках и т.д.), двигательная рекреация школьников в каникулярное время, рекреаторно-оздоровительный туризм – всё это двигательная рекреация, направленная на оздоровление организма школьников.

Особо надо отметить двигательную рекреацию на свежем воздухе, так как она характеризуется повышенным насыщением кислородом крови, улучшением окислительных процессов и тканевого дыхания, тонизирующим влиянием на центральную нервную систему.

Двигательная рекреация школьников по месту жительства (после занятий) является очень важной, так как во дворе мы уже давно не видим гуляющих детей. Активная двигательная деятельность в играх способствует функциональному совершенствованию организма, развитию физических способностей, активизирует внимание, благотворно влияет на восстановление работоспособности.

Прогулки в лесопарковой зоне, активный зимний отдых, уличный спорт, а также рекреационно - оздоровительный туризм – всё это двигательная рекреация.

А это является неотъемлемой составляющей полноценной жизни детей школьного возраста, здорового образа жизни. Она направлена на укрепление и сохранение здоровья, поддержание работоспособности, профилактику предупреждения заболеваний, связанных с учебной деятельностью, формирование эмоционального состояния, возникающего под влиянием чувства свободы, радости, благополучия и внутреннего удовлетворения, освобождение от напряжения и стресса.

Мы все стали замечать, что современные ученики учатся без интереса, у них снижены мотивация, память слабая и т.д.

Как сделать урок не только результативным, но и живым, интересным? Существует немало способов «разбавить» теоретический материал. Важной составляющей урока является сотрудничество с классом.

Рассмотрим классический урок в школе: проверка домашнего задания под руководством учителя, новая тема в формате лекции, работа с учебником, краткое обсуждение в классе, где ученик занимает неактивную позицию, и объяснение предстоящего домашнего задания. Иногда устраиваются «семинары», когда ученики готовят доклады и зачитывают их с листочка у доски. Узнаёте? Чем это выгодно отличается от видеоуроков в интернете или от работы с книгой-самоучителем?

Но выход есть. Ученика нужно научить говорить. И чем больше, тем лучше.

Первое, что нужно сделать — оценить собственный урок. Чаще всего это делать сложно и страшно. Сложно потому, что преподаватель видит урок только изнутри, стоя у доски. А страшно, потому что существует опасение увидеть что-то такое, что может не понравиться. Меняться, а иногда и «ломать» себя бывает очень неприятно.

С первой проблемой справиться очень легко: требуется только камера, ноутбук, мобильный телефон или любой другой гаджет с функцией видеозаписи. Видео позволяет проанализировать не только содержательную составляющую урока, но и невербальные способы коммуникации, которые вы используете: улыбку, жесты, движение по классу и многое другое. Улыбаетесь ли вы, когда хвалите ученика? Какую атмосферу создаёте в классе? Вы сможете посмотреть на себя с другой стороны.

Задайте себе вопрос: «А мне было бы интересно на таком уроке?»

Не забудьте делать пометки во время просмотра, отмечать не только минусы, но и плюсы. В конце концов, эти записи могут стать вашей личной программой самосовершенствования. Как раз тогда, когда у вас будет чёткий план, исчезнет страх.

Давайте ученикам время на ответ. Распространенная ошибка: не получив ответ сразу, задавать вопрос снова и снова, меняя слова местами или стараясь перефразировать его. Иногда стоит немного подождать. Особенно если ответ не очевиден. Задавая вопрос снова, вы переключаете внимание класса. Ученикам может показаться, что вы уже спрашиваете о чём-то совсем другом. Позволив им пораскинуть мозгами, вы как бы говорите: «У вас есть время, не нужно торопиться».

Вы когда-нибудь задумывались о том, что ответ на вопрос ученика может знать другой ученик? Позвольте учащимся обсудить несложную тему самостоятельно. Для этого достаточно повторить вопрос и добавить: «А как вы думаете?» или спросить кого-то лично. Таким образом, вы покажете, что доверяете классу, что ученики могут положиться друг на друга в решении поставленных задач. Это поможет им в дальнейшем работать в группах по несколько человек или в парах.

Наша задача — не только научить, но и позволить учиться с удовольствием.

А вот другой способ «борьбы за современного ученика».

В Новосибирске учителя начальных классов одной из школ отказались учить детей по современным учебникам. Они взяли советский Букварь, Математику и Природоведение. Педагоги объяснили, что нынешние учебники рассчитаны на детей с очень низким уровнем интеллекта. Нормальных детей они отупляют.

Под закон «об эксплуатации детского труда» в школе попадает даже мытьё парт. Проведенный социологический опрос на тему образования показал, что 83% опрошенных высказали недовольство существующей системой. Даже среди педагогов и преподавателей вузов только 20% верят в современное образование.

Тем не менее, как показывает опрос, 81,5% населения не утратили здравого смысла и не хотят видеть свих детей «квалифицированными потребителями». Они считают, что задача системы образования - воспитать человека-творца. Участники опроса выказались за увеличение количества школьных часов по литературе, истории, физике, химии. А вот основы религиозных культур считают лишним предметом, так же как мировую художественную культуру. Видим, что чувство патриотизма не утрачено у взрослого населения.

Прежние отношения школы и семьи складывались по определенному шаблону, в котором просматривались некоторые типичные варианты.

Первый – формально-административный. Позиция родителей - такова: «Мы вам сдали детей, вот вы их учите и воспитывайте – вам за это деньги платят». Позиция школы: «Вы обязаны контролировать учебу и поведение своих детей, в противном случае мы вызовем вас на педсовет, на административную комиссию, напишем письмо по месту работы». Связь с семьей осуществляется через дневник, по телефону и посредством вызова отца или матери в школу.

Второй вариант – терпимо-дружественный. Позиция родителей: надо участвовать в жизни класса, где учится ребенок, помогать учителю в уборке и оформлении кабинета, в организации экскурсий. Это хорошо во всех смыслах, но прежде всего для ребенка: к нему будут лучше относиться учителя. Позиция школы - семья обязана помогать учителям в обучении и воспитании детей, особенно сейчас, когда школы нищенствует. Такие отношения особенно хорошо действуют в начальных классах и постепенно угасают к старшим, оживляясь только накануне выпуска.

Третий вариант – товарно-денежный. Позиция семьи: знание – товар, который можно купить, если есть свободные деньги. В этом случае не только подбор педагогов, но и тип школы (частная, школа усиленного развития, лицей) может определяться родителями. Позиция школы: кто платит, тот и музыку заказывает, надо пользоваться тем, что есть состоятельные семьи, чтобы выторговать для школы и учителей определенные блага.

Наконец, последний вариант – конфликтный. Позиция семьи: школа – это источник неприятностей, учителя – ограниченные и тупые деспоты, творящие произвол над детьми, жизнь в школе не выносима. Но жаловаться бесполезно, да и некому. Это отразится на ребенке. Есть возможность забрать его из школы – переводи, нет – терпи. Позиция школы: семья смотрит на учителей как на обслуживающий персонал, своих обязанностей выполнять не хочет, настраивает детей против педагогов и учиняет непрерывные скандалыПри этом во всех школах существуют родительские комитеты, общественные советы или другие самоуправления. Педагогическое просвещение носит форму родительского всеобуча, лектория или поучительных бесед.

Надо отметить, что невозможно всю сложность и многообразие отношений семьи и школы уложить в несколько шаблонов. Нам хорошо известны примеры прекрасного взаимопонимания и согласия. Но даже в этом случае не надо обольщаться и выдавать желаемое за действительность: полного совпадения интересов семьи и школы быть не может, и никакая, даже самая хорошая школа семьи не заменит.

Я думаю, что все понимают: сегодня расхождение между школой и семьей усиливаются. В семье идет переориентация на иные, чем прежде ценности, дети включаются в коммерцию, рыночные отношения, и новые идеологические установки нередко приводят к напряжению в отношении дедов, отцов и детей.

А школа продолжает защищать идеалы добра и бескорыстия, человеколюбия и честности. Ее нравственная программа не может меняться в зависимости от конъюнктуры и моды. Она всегда накапливала и передавала новым поколениям вечные духовные истины, которыми жило и живет человечество.

Роль семьи, возрождение ее природного назначения требует и времени, и определенных условий. Но чтобы в сознании людей она вновь стала величайшей нравственной ценностью, по-прежнему, начинать надо с детства, со школы.

Для родителей.

О вреде современных информационных технологий для детей, в частности, интернета и мобильных смартфонов-планшетов, задумывался каждый родитель.

Несколько лет назад обсуждалась тема безопасности интернета и других современных технологий для детей с лидерами известных технологических корпораций. В том числе говорили и со Стивом Джобсом, спросив у него: «Видимо, ваши дети без ума от айпада?» Ответ основателя Apple был неожиданным: «Они не пользуются им. Мы ограничиваем время, которое дети дома проводят с современными технологиями». Его коллеги отвечали в таком же духе.

По словам Джобса, каждый вечер он общался со своими детьми за большим столом, обсуждая книги, историю и самые разные интересные им вещи. И детям с отцом было интереснее, чем с планшетом. Вопрос к родителям: вы так со своими детьми общаетесь?

Итак, вывод первый. Чтобы ребенок не ушел от вас в интернет и не уткнулся в планшет, вы должны быть интереснее. В противном случае запрет интернета или планшета означает наказание ребенка за то, что вы просто ему менее интересны.

Если, родители взяли рюкзак-палатку и предложили ребенку сходить с вами на природу, вы уже сделали для них доброе дело. А если вы пока думаете, где эту палатку взять, можете в ближайший вечер остаться дома и посидеть за планшетом вместе с сыном или дочкой. Главное — вместе.

Вывод второй. Если вы не чувствуете в себе потенциала Джобса — быть интереснее для своих детей, чем интернет,— беритесь за руки и идите вместе с ними туда, в интернет: это и безопаснее, и полезнее, и сблизит вас с собственным ребенком.

Если вы руководствуетесь расхожим мнением «интернет — это большая помойка», задумайтесь над тем, что интернет — это отражение нашей жизни, в которой есть все. Наверняка среди ваших соседей есть те, кто всю жизнь не просыхает, а есть мастера на все руки, творцы и затейники. И все в одном доме или рядом. Так и там: что хотите, то и найдете. Родителям надо вместе путешествовать по сети, протопчите такие информационные тропинки, о которых вы даже не подозревали — это же агрегатор всех человеческих знаний и умений! Многое даже на чужих языках понятно и интересно.

Часто родители, а вслед за ними дети, убежденно рассказывают, что планшеты и компьютеры вредны для глаз. Действительно, вредны. А книги не вредны? А тетради с карандашами-ручками не вредны?

Вообще, интенсивная работа вблизи крайне вредна для глаз: глазам нужны далекие горизонты, на которых нет ритмичных силуэтов городских пейзажей. Особенно это вредно в детстве, когда глазные мышцы еще не окрепли. Если же сравнивать качество изображения, то вреднее всего телевизор, особенно старый. У дорогих современных планшетов качество приближается к полиграфическому. Можно принять во внимание, что бумага работает на отражении света, а мониторы сами его излучают, но заметных отличий в негативных последствиях замечено не было.

Вывод третий. Берегите глаза. Не столько от компьютеров/планшетов, сколько от интенсивной работы вблизи. Приучите ребенка регулярно делать глазную гимнастику, которая разгрузит глазные мышцы. Чаще выбирайтесь на природу, чтобы дать глазам отдохнуть на неритмичных дальних силуэтах леса, гор и рек.

Волнительные родители, ссылаясь на комплексующих учителей, могут сказать: «Куда нам за ними? Мы от сохи, а они там аборигены». Ученый и педагог Марк Пренски придумал слоган про «цифровых иммигрантов» и «цифровых аборигенов» (Digital Natives, Digital Immigrants), а теперь все его самозабвенно поют на разные мотивы. Однако все отличие от традиционной ситуации «отцов и детей» в том, что они не застали наших технологий. И все. Да, им органичны современные гаджеты, ибо они без них не представляют свое существование. Но это не их преимущество — это недостаток, как не бывает лишнего знания. Без грамотного учителя эти «аборигены» толкутся как слепые котята в этих современных технологиях, но освоить их в подавляющем большинстве не могут. Нужен грамотный провожатый.

Взрослым сложно преодолеть психологический барьер: тратить время и силы на то, что вроде они и без того уже умеют делать иными средствами. Про «аборигенов» — это отговорка, чтобы самому в это не лезть. Но если взрослым не лезть, дети сами полезут. И могут залезть не туда.

Вывод четвертый. От того, что ребенок с годовалого возраста норовит пальцем увеличить картинку в красочном журнале или бабочку на стекле, он не становится гуру цифровых технологий. Хуже того, он не может осознать глубины возможностей современных технологий и считает себя весьма компетентным, оставаясь на самом деле желторотым цыпленком, которого еще учить и учить. Это опаснее ситуации с традиционными материальными технологиями, когда он понимал реальный уровень своих возможностей.

Некоторых родителей всерьез могут испугать истории про хакеров, троллей, модераторов и прочую сетевую нечисть, которая непременно доберется и до ребенка. Но вас же не пугает кирпич, который мог бы уже неоднократно и подло упасть на голову, когда вы ходили по опасным городским и загородным улицам и проселкам? Ядовитые змеи до сих пор не отравили вам жизнь при путешествиях по лесу? Так и тут: есть опасности, к ним нужно быть готовым, но далеко не каждого и далеко не всегда они поджидают.

В вопросах защиты детей есть две базовые стратегии. Можно выбрать одну или на разных возрастных этапах — несколько. Одна из них — ограничить доступ в сеть. Вторая — научить распознавать опасности сети и бороться с ними

Если говорить об ограничениях, один из подходов — логика «белого списка»: ограниченный доступ только туда, где «мин нет». Это самая безопасная модель, но в то же время ущербная по содержанию. Самое ценное в интернете — широта и динамичность наполнения. Белый список изначально ограничен и вероятность не найти в нем нужную информацию весьма велика. И даже эта модель не абсолютно безопасная, так как со временем может оказаться, что по ранее проверенным адресам может появиться нечто, не отвечающее правилам отбора.

Другой подход — «черный список»: есть доступ ко всему, кроме этого списка. Этот подход более гибок, но и вероятность получить доступ к нежелательной информации выше, именно потому, что интернет динамичен. Часто бывает так, что в этот список попадают сайты с нужной информацией. Это происходит по разным причинам. Например, на том же сайте была размещена запрещенная информация, доступ к сайту перекрыли, а вместе с ним и к нужной вам информации. С проблемами доступа в логике «черного списка» часто сталкиваются учителя, которые активно используют при проведении уроков интернет.

Если следовать образовательной логике — научить жизни в опасном интернете, — то проблема черных/белых списков становится неактуальна.

Как быть родителю в этой истории? Если вы очень волнительный родитель, можно заключить договор с одним из провайдеров детской сети. Он берет на себя ответственность за безопасный контент. Не забудьте, что ваш собственный доступ в интернет в этом решении будет тоже оскоплен. Если вы себе любимому оставите дырочку, все ваши затраты на поиски и подключение к детской сети будут напрасны, ибо ребенок будет чаще работать через эту дырочку, чем вы.

Есть сторонники открытого интернета, которые обучают ребенка пониманию рисков и умению их избегать. Но решать вам, родители. Чтобы учить, в сети уже есть много ресурсов, эти уроки начинают вести в школе, но реальная поддержка дома всегда приятнее и полезнее.

Вывод пятый. Учитесь навыкам безопасной работы в сети: защите от вирусов, резервному копированию информации — и забота о детях поможет лично в ваших взрослых делах.

Вывод шестой. Нет ничего принципиально нового в отношениях между учителем, родителями и детьми, навеянного цифровой реальностью. Среда новая, в которую нужно погружаться, хотя очень не хочется — нам старой хватает. Но жизнь стала развиваться гораздо быстрее. Если мы хотим оставаться полезными своим детям, надо ее осваивать, так как она настоящая, и дети в нее погружаются. Научатся ли они сами в ней плавать или мы их будем учить? Решать вам, родители.

Теперь, после всех оптимистичных выводов, хочу сказать об одной очень важной вещи, которую должен знать любой родитель, дающий ребенку планшет, НЕЛЬЗЯ ПЕРЕДОВЕРИТЬ ВОСПИТАНИЕ РЕБЁНКА ПЛАНШЕТУ(ИНТЕРНЕТУ)!

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

КГУ "Школа-лицей №4 акимата города Рудного",

Казахстан, Костанайская область,
город Рудный, ул. 50 лет Октября, 76. 

Телефон: (8-71431)94381, 55937.
Факс: (8-71431)92433.
Электронная почта: lyceum_school4@mail.ru 

ВАКАНСИИ

В настоящий момент школа нуждается в следующих специалистах: нет вакансий

Получить подробную информацию можно по телефону 8(71431)91283.