БЕКІТЕМІН
МЕКТЕП ДИРЕКТОРЫ
УТВЕРЖДАЮ
ДИРЕКТОР ШКОЛЫ
________ Кобалия И.В.
«05» қыркүйек 2022 ж.
План мероприятий
по реализации проекта «Читающая школа»
в 2022-2023 учебном году.
«Чтение, или, как говорят международные эксперты, читательская грамотность – один из базовых навыков для формирования успешной личности, конкурентоспособности и умения взаимодействовать в современном обществе, - отмечает министр образования. - Чтобы оценить эти навыки, разработаны и используются современные инструменты – международные страновые сравнительные исследования OECD и IEA, в которых участвуют многие страны мира».
Как сообщил глава МОН, по результатам исследования PISA школьники Казахстана значительно отстают по читательской грамотности от своих сверстников из стран ОЭСР. К большому сожалению, такую же неутешительную картину показывает и международное исследование PIAAC, которое охватывает участников от 16 до 55 лет. То есть читательская грамотность взрослого населения также находится на низком уровне.
«Данная информация – это не алармизм, а действительность. И эта проблема не появилась только сегодня. Надо признать, что наши дети не только мало читают, но и плохо понимают и воспринимают прочитанный текст. Хромают навыки анализа и формирования выводов при чтении. И это действительно большая проблема, которая в целом влияет на конкурентоспособность нации.
Именно поэтому на заседании НСОД Глава государства Касым-Жомарт Токаев дал поручение кардинально изменить эту ситуацию и принять меры, чтобы мы стали читающей нацией. Читающей нацией мы можем стать только в том случае, если будем прививать любовь к чтению с младших классов. А чтобы подрастающее поколение было функционально грамотным, очень важно, чтобы дети читали художественную литературу.
В Казахстане реализуется комплекс системных мер по развитию образования и науки. В процессе измерения уровня качества образования международными исследованиями PISA, TIMSS, РIRLS, одним из направлений является читательская грамотность.
Читательская грамотность определена как способность обучающегося понимать, использовать, размышлять и работать с письменными текстами для достижения своих целей, развивать свои знания и потенциал, а также участвовать в жизни общества.
Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в школьном возрасте. В наши дни, школа переориентирована с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизмеримо возрастает.
В современном мире человек вынужден учиться в течение всей жизни. Одним из условий успешного самообразования является сформированность ключевых компетентностей, центральное место в перечне ключевых компетентностей занимает читательская компетентность.
Проблема.
Снижение интереса к чтению у школьников, необходимость в интересе к литературе и чтению, возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы школьной программы.
Цель проекта
- Повышение уровня читательской грамотности и интереса к чтению учащихся.
Задача проекта
- развивать потребность и интерес к чтению;
- развивать читательскую компетентность;
- способствовать формированию культуры чтения;
- вовлекать к возрождению традиций семейного чтения;
- воспитывать бережное отношение к книге.
Ожидаемый результат
- Формирование культуры чтения и развитие читательской грамотности, интеллектуального уровня учащихся.
- Учащиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжение образования и самообразования, осознанного планирования актуального и перспективного круга чтения.
- Будет сформирована потребность систематического чтения через познание мира и себя в этом мире.
- Укрепление партнерства школы с родителями в читательском развитии школьников, активное участие
Участники проекта
Участниками проекта являются учителя начальных классов школы, учителя-предметники, библиотекарь школы.
Основные цели:
- Повышение интереса к чтению;
- Расширение читательского кругозора учащихся;
- Приобщение читателей к регулярному чтению литературы, посещению школьной библиотеки
Задачи :
- Развитие читательского интереса учащихся, родителей;
- Привлечение учащихся к чтению.
№ |
Наименование мероприятия |
Форма мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
Мероприятия с учащимися |
||||
1. |
Анкетирование учащихся и родителей «Изучение читательского интереса» |
Анкетирование |
Сентябрь |
Учителя начальных классов, Гусева Н.А. |
2. |
Что значит быть читателем? |
Посвящение в читатели |
Декабрь |
Библиотекарь Карасатова Т.И., учителя нач.классов |
3. |
Сотрудничество с городскими детскими библиотеками |
Пропаганда чтения |
В течение года |
Библиотекарь Карасатова Т.И., учителя нач.классов |
4. |
«Про родной любимый край-все из книжки узнавай» |
Книжная выставка |
В течение года |
Библиотекарь Карасатова Т.И. |
5. |
«Книги-юбиляры» |
Книжная выставка |
В течение года |
Библиотекарь Карасатова Т.И. |
6. |
«Загадай-мы отгадаем» |
конкурс |
В течение года |
Библиотекарь Карасатова Т.И. |
7. |
10-минутный учебный проект «Давайте, ребята читать!» |
Чтение книги в классе |
Ежедневно в течение года |
Учителя нач. классов |
8. |
Лучший читательский дневник летнего чтения |
Защита дневника в классе |
Сентябрь 2022г |
Учителя нач. классов |
9. |
Создание уголков чтения в классных кабинетах |
Оформление уголка |
Сентябрь |
Учителя нач. классов |
10. |
Оформление книжной полки «150-летия А.Байтурсынова» |
Книжная полка |
Сентябрь |
Библиотекарь Карасатова Т.И. |
11. |
21 октября - Международный День школьных библиотек |
Конкурс буктрейлеров «Моя любимая книга» |
Октябрь |
Гусева Н.А. |
12. |
Конкурс рисунков «Пусть всегда будет книга» |
Выставка рисунков |
Октябрь |
Учителя нач. классов, Неманихина Л.П. |
13. |
Оформление книжной полки «125-летие М.Ауэзова» |
Книжная полка |
Октябрь |
Библиотекарь Карасатова Т.И. |
14. |
Классный час « Читать не вредно – вредно не читать!» |
Классный час |
Декабрь |
Учителя нач. классов |
15. |
Анкетирование учащихся «Хочу встретиться со сказочным героем на Новогоднем празднике» |
Анкетирование |
Декабрь |
Учителя нач. классов, Неманихина Л.П. |
16. |
Акция «День без интернета». |
Акция «Читаем на перемене» |
Январь |
Учителя предметники, Гусева Н.А. |
17. |
Фотоконкурс «Селфи с любимой книгой» |
Фотовыставка |
Январь |
Учителя нач. классов, Неманихина Л.П. |
18. |
Выставка книг, посвященная выводу советских войск из Афганистана |
Книжная полка |
|
Библиотекарь Карасатова Т.И. |
19. |
Мероприятие «Читающая перемена» |
Мероприятие в рекреации |
Февраль |
Неманихина Л.П., Карасатова Т.И. |
20. |
14 февраля – День Дарения Книги |
Акция «Подари книгу» |
Февраль |
Гусева Н.А. |
21. |
«Аукцион стихотворений» по творчеству детских писателей |
Аукцион |
Февраль |
Библиотекарь Карасатова Т.И. |
22. |
Флешмоб «Читаем перед сном!» |
Акция для учащихся |
Март |
Учителя нач. классов, Неманихина Л.П. |
23. |
12 апреля «Всемирный День авиации и космонавтики» |
Книжная полка |
Март |
Библиотекарь Карасатова Т.И. |
24. |
2 апреля - Международный день детской книги |
Конкурс самодельных книг «Книга своими руками» |
Март |
Гусева Н.А. |
25. |
Конкурс рисунков и поделок «Моя любимый герой из книги» (ко Дню книги) |
Конкурс |
Апрель |
Учителя нач. классов, Неманихина Л.П. |
26. |
«Все работы хороши выбирай на вкус» |
Разговор о профессиях |
Апрель |
Библиотекарь Карасатова Т.И. |
27. |
Конкурс по параллелям «Самый быстро читающий ученик» (по итогам техники чтения за год) |
Проверка техники чтения |
Май |
Учителя нач. классов, Неманихина Л.П. |
«Семья-книги». Возрождение лучших традиций семейного чтения |
||||
28. |
Создание видеороликов и презентация детских книг для родителей |
Видеоролики |
В течение года |
Гусева Н.А. |
29. |
Проведение конкурса фотографий «Читающая семья» |
Фотовыставка и размещение видеороликов |
Октябрь |
Библиотекарь Карасатова Т.И., Гусева Н.А. |
30. |
Разработка рекомендаций родителям «Что читать детям» |
Рекомендации |
В каникулярный период |
Библиотекарь Карасатова Т.И., Гусева Н.А. |
31. |
Советы родителям на родительском собрании «Как научить ребёнка любить книги» |
Презентация к родительскому собранию. |
Октябрь |
Учителя нач. классов, Неманихина Л.П. |
32. |
Конкурс презентаций «Моя семейная библиотека» |
Конкурс, выставка |
В течение года |
Библиотекарь Карасатова Т.И., Гусева Н.А. |
Создание в школе комфортного библиотечного пространства |
||||
33. |
Цифровизация школьной библиотеки |
В течение года |
Директор Кобалия И.В., библиотекарь Карасатова Т.И. |
|
34. |
Укрепление материально-технической базы библиотеки |
В течение года |
Директор Кобалия И.В., библиотекарь Карасатова Т.И. |
|
35. |
Пополнение фонда школьной библиотеки художественной литературой |
В течение года |
Директор Кобалия И.В., библиотекарь Карасатова Т.И. |
|
Мероприятия с педагогическим коллективом |
||||
36. |
Анкетирование учителей «Через книгу к предмету» |
Анкетирование |
Октябрь |
Библиотекарь Карасатова Т.И., Гусева Н.А. |
37. |
Информационная учительская «Новинки школьной библиотеки» |
Информация |
В течение года |
Библиотекарь Карасатова Т.И., Гусева Н.А. |
38. |
Фотовыставка «Любимая книга учителя» |
Фотовыставка |
Январь |
Библиотекарь Карасатова Т.И., Гусева Н.А. |